Существует бесчисленное множество разновидностей силы, но все их можно объединить в два вида: обычная сила ума и благородная сила ума. Если у нас обычный ограниченный ум, в общении с нами другим остаётся использовать только силу тяжёлых нечистых ментальных элементов, поскольку мы не сможем понять то, что глубоко, ясно и бескрайне. Использовать в общении с нами силу тонких элементов дело безнадёжное, в силу ограниченности нашего ума, не способного её удержать. Мы не можем постигать глубокий смысл, видеть на расстоянии или предвидеть будущее, потому что наш барьер - временная и непосредственная личная выгода за счёт других.
Благородные, разумные люди не используют и не приемлют силу обычного ума, поскольку для них она слишком мала, ограниченна, слишком поверхностна и негибка, слишком однобока и неподвижна во времени. Если мы принимаем обычную силу, наш ум не сможет стать бескрайним. А без этого не может быть большой силы действовать сообразно различным способностям и предрасположенностям различных существ и мы не сможем вовремя действовать во времени и пространстве, вовремя освобождать, вовремя развивать и вовремя развиваться.
Лишённые благородной силы ума люди нередко проводят в духовных общинах мирскую политику. Если мы хотим создать действительно чистую систему, то допустимо лишь временно действовать в зависимости от тяжёлых элементов социальных устоев, чтобы в конечном итоге выйти за их пределы, оказавшись в мудрости, свободной от каких-либо обычаев и традиций.
Если мы верим в то, что для своего блага можно и нужно использовать лишь силу своих обычных грубых нечистых элементов, мы неизбежно будем создавать иерархии, чтобы грубым или тонким образом не допустить равенства среди людей. Итогом будет тяжесть и обременение ума каждого вовлечённого в такую структуру человека.
Тинлей Норбу Ринпоче