"Тантрическая этика". Дже Цонкапа

Nov 04, 2020 10:32

В Плодовых Гроздьях объяснение этой этики даётся в виде исчерпывающего комментария к четырём индийским буддийским текстам. Первый из этих текстов - Тантра Несокрушимой Вершины (Ваджрашекхара-тантра) -представляет собой пояснительную тантру к Тантре Собрания Принципов (Сарвататтвасамграха). Исторически именно на основе Тантры Собрания Принципов и развивались многие йога-тантры и аннутара-йога-тантры. Однако этот факт не объясняет, почему для систематизации различных тантрических систем этики Цонкапа взял за основу именно Тантру Несокрушимой Вершины. Также неясно, происходит ли особая важность Тантры Несокрушимой Вершины из её места в классификации йога-тантр и аннутара-йога-тантр, сделанной Будоном (1290-1364) при формировании буддийских тибетских канонов Кангьюр и Тенгьюр, или, возможно, во времена Цонкапы значение этой тантре придавалось по каким-то другим причинам.

Вторая половина Плодовых Гроздьев основана на двух маленьких кодексах тантрических правил (Коренные Падения Ваджраяны и Грубые Падения Ваджраяны). Небольшой раздел в конце книги основан на коротком фрагменте главы посвящения (abhisekha) из Калачакра- тантры. Вынесение объяснения этики системы Калачакры в отдельный раздел, очевидно, является следствием хорошо известной оппозиции Цонкапы взглядам Долпопы из школы Джонангпа. Характерной особенностью направления Джонанг является слияние Калачакра-тантры с общим направлением буддизма махаяны.

Точка зрения Цонкапы о том, что тантрические посвящения в йога-тантре и в аннутара-йога-тантре аналогичны, объясняет выбор Цонкапой Тантры Несокрушимой Вершины в качестве базового текста, а также объясняет его выбор цитируемых тантр и комментариев. Как я упомянул выше, Собрание Принципов (с комментирующей его Тантрой Несокрушимой Вершины) является для Цонкапы базовой йога-тантрой.

Так что Цонкапа цитирует и многие комментарии к нему, в частности, очень длинное Толкование Собрания Принципов Анандагарбхи (ок. 750 г.) и главный комментарий Шакьямитры (ок. 750 г.) Украшение Косалы. Цонкапа также часто цитирует "Ритуал мандалы" (Сарваваджродайя Анандагарбхи) и комментарий к нему Мунендрабхадры "Краткое Объяснение Ритуала Мандалы Анандагарбхи, Называемого Сарваваджродайя". "Ритуал Мандалы, Называемый Сарваваджродайя" представляет собой не комментарий к Собранию Принципов (Таттвасамграха), а скорее ритуальный текст, построенный на основе его первой главы - Ваджрадхату-мандала. Чтобы подкрепить своё утверждение, что этика во всей йога-тантре со всем её разнообразием одна и та же, Цонкапа часто цитирует ещё две базовые йога-тантры: Шрипарамадъя-тантру (с подробным комментарием к ней Анандагарбхи) и Тантру Очищения Всех Состояний Скорби.

Кроме йога-тантр, Цонкапа часто приводит выдержки и из аннутара-йога-тантр: тантр группы Гухьясамаджа-тантры и йогини-тантр. А также цитаты из комментариев к ним и из ритуальных текстов, на них основанных. Даже хорошо информированный читатель может не сразу заметить одно намерение Цонкапы: он цитирует Гухьясамаджа-тантру не прямо, а косвенно - через Комментарий к Ритуалу Гухьясамаджа-мандалы Дипамкарабхадры Шантипы. Таким образом, опираясь на комментарии Шантипы, он старается укрепить свою точку зрения, что йога-тантры не расходятся с аннутара-йога-тантрами в своём отношении к посвящению пяти семейств будд.

К йогини-тантрам, которые цитирует Цонкапа (и цитирует, как правило, прямо, а не через комментарии и ритуалы мандалы), относятся Маленькая Самвара-тантра, которую Цонкапа считает коренной тантрой, Продолжение Ваджрадакини Самвара-тантры, Сампута-тантра, Дакарнава Йогини-тантра, Тантра Навеса Ваджры и Буддакапала-тантра. Хотя между этими тантрами, несомненно, имеются расхождения, Цонкапа использует их для того, чтобы подтвердить свою точку зрения, о том, что тантрическая этика одинакова не только в йога-тантрах и Гухьясамаджа-тантре, но также и в йогини-тантрах. Этой же цели служат цитаты из Гроздьев Важных Наставлений Абхаякарагупты комментирующих Сампута-тантру), Комментарий к Ваджрадака-тантре Бхавабхадры, а также много цитат из комментариев Шантипы и Нагпопы к циклу тантр Ваджрабхайравы (Ямантаки) (тантры этого цикла объединяют в себе элементы Гухъясамаджа-тантры и йогини-тантр).

Комментарии Шантипы и Нагпопы он также пространно цитирует и во второй части Плодовых Гроздьев, комментирующей Коренные Падения Ваджраяны и Грубые Падения Ваджраяны.

СКАЧАТЬ: http://abhidharma.ru/A/Guru%20Mahasiddhi/Content/Tsonkapa/0007.pdf?fbclid=IwAR31wz3PL2crwV4BTIG-Y4DZYuh95N_rOzIuOmuymoViH8l7L83aAB2tOjY


книга, Цонкапа, наставления, тантра, ваджраяна

Previous post Next post
Up