ОМ СВАСТИ!
Согласно традиции ньингма, учение можно разделить на девять колесниц, девятая из которых атийога. Атийога может быть разделена на внешний раздел ума (lib. semde; sems sde), внутренний раздел пространства (тиб.longde; klong sde), а также тайный раздел ключевых, или устных, наставлений (lib. menngag-de; man ngag sde).
Учения, которые я собираюсь здесь дать, относятся к тайному разделу ключевых устных наставлений. Внутри этого есть два раздела: путь трекчо, который предназначен для освобождения учеников, которые очень усердны; и путь тогал, или 11 прямых переходов, который предназначен для освобождения ленивых учеников без особых усилий.
Сначала я объясню этапы трекчо, которые состоят из двух частей:
1) история линии, понимание которой помогает развивать веру;
2) подробное объяснение важнейших точек зрения, медитации и действия.
История линии передачи
Начнем с того, что в объяснении истории линии, которая помогает развивать веру, говорится:
"Почтение несравненному коренному гуру, сокровищнице сострадания."
Как поле Прибежища, поскольку гуру является воплощением всех прибежищ, его называют несравненным. Как объект подношений он также не имеет себе равных, потому что делать подношения только одной поре кожи гуру имеет большую ценность и гораздо более достойно, чем делать подношения тысяче Будд.
Что же касается благословений сострадания, то благословения гуру не имеют себе равных, ибо? просто практикуя гуру-йогу и молясь своему гуру, вы без усилий вызовете в своем уме соизмеримую мудрость. Любовь будд и бодхисаттв к живым существам подобна любви матери к своему единственному ребенку. В течение этого периода пяти искажений чувствующие существа не могут видеть лицо Будды или слышать его речь. Из великой любви ко всем существам и с мудростью знания, любви и силы всех Будд, ради тех, кого нужно укротить, гуру принял человеческую форму - ваджрное тело с шестью элементами. Что касается аспекта качества, то он ничем не отличается от Будд. Что касается аспекта доброты и сострадания, то он превосходит всех Будд.
Как можно узнать этого гуру? Все учителя, начиная с Дхармакайи Самантабхадры и заканчивая нынешним коренным гуру, являются гуру. Согласно старой школе перевода, существует три линии: линия ума победоносных, символическая линия видьядхар и устная линия высших личностей.
Линия ума Победоносных
Эти необусловленные учения не являются обычными словами, которые возникли благодаря усилиям обычных людей. Родословная ума победоносных проходит от Дхармакайи Самантабхадры до пяти самбхогакай Будд.
Можно спросить, что это за линия ума? Чтобы описать Дхармакайя Самантабхадру и пять семейств победоносных с точки зрения тех, кто должен быть обучен: в традиции школы нового перевода Дхармакайя Будда Самантабхадра, изначальный Будда, который совершенно просветлен с самого начала, называется Ваджрадхарой. Природу Дхармакайи можно понять в терминах пяти мудростей, которые связаны с пятью семьями Будд. Пять победоносных, связанных с этими семьями, - Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи и Вайрочана. Хотя существует эта пятеричная классификация, в сущности, между Самантабхадрой и пятью победоносными нет различий в высоком и низком или в большем и меньшем сострадании. Все они - это Будды. Их можно сравнить со многими формами, отражающимися в хрустальном шаре, которые все находятся внутри хрустального шара. Даже если это не понимается словами, безусловное знание пяти победоносных внизу познается умом мудрости Дхармакайи Самантабхадры, его самопознающей мудростью. Необусловленный ум мудрости Дхармакайи Самантабхадры выше познается пятью Победоносными. Между ними нет никаких различий с точки зрения этих двух знаний или качеств. Например, если бы в доме с одним человеком висела сотня зеркал, в них было бы сто отражений этого человека, и поскольку все они были бы отражениями этого одного человека, то все они были бы одинаковыми. Линия передачи разума победоносных именно такова.
Символическая линия Видьядхар
Символическая линия Видьядхар проходит от пяти Победоносных до покровителей трех семейств, в частности, до Владыки тайн Ваджрапани, а затем до пяти благородных. Согласно Дзогчен ("великое совершенство"), линия преемственности идет от пяти победоносных к Ваджрасаттве, а затем к Прахеваджре (тиб. Гараб Дордже). Это называется символической родословной Видьядхар.
О значении Видьядхар: видья, или "осознанность", означает мудрость, свободную от этернализма и нигилизма. Тех, кто всегда, вне медитации и пост-медитации, держит (санскр. дхара) осознание в своих руках в пространстве сострадания, называют видьядхарами ("носителями осознания"). Что касается их изначальной природы, то все носители линии, начиная с пяти победоносных, Владыки тайн Ваджрапани, Ваджрасаттвы и так далее, вплоть до Прахеваджры, являются Буддами. Что же касается их проявления, то они достигли реализации только благодаря тому, что им был показан символ. Каково же это осознание, когда тебе показывают символ? Например, когда Гуру Ринпоче, Падмакара, встретил Шри Сингху, Шри Сингха указал мудрой рукой на сердечный центр Гуру Ринпоче и сказал: "Ко ха а ша са ма ха дрол", что означает: "Всё, что возникает, освобождается по мере своего возникновения."
Просто через то, что был показан этот символ и услышаны эти символические звуки, умы Шри Сингхи и Гуру Ринпоче стали неразлучны. Собственно, никаких слов и не требовалось. Поскольку в этой линии передачи осознания происходит именно таким образом, она называется символической линией Видьядхар.
Линия слушания высших личностей
Линия слушания высших личностей проходит через Прахеваджру, ачарью Манджушримитру, ученого Джнянасутру, пандита Вималамитру и Уддияна Падмакару, а затем к Владыке [царю Трисонг Деуцену], подданным [другим ученикам] и спутнице [Йеше Цогьял]. Почему это называется устной линией высших личностей? Абхишеки, передачи полномочий и учения даются посредством слов и писаний; поскольку эта линия проходит через слова одного человека и слушание другого, она называется линией слушания высших индивидуумов.
ТРИ СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОРАЖАЮТ САМУЮ ВАЖНУЮ ТОЧКУ
Все три линии передачи сжаты в ключевых наставлениях до трех слов, которые поражают жизненно важную точку, которую я буду здесь объяснять. С точки зрения ключевых наставлений о трех словах, которые ударяют в жизненно важную точку, какова линия разума победоносных? Это всеведущий Лонгчен Рабджам. Хотя Лонгчен Рабджам был гуру, родившийся в Тибете, его мудрость была равна мудрости Будды. Он достиг состояния истощения сансары и нирваны. Махапандита Вималамитра обещал рождаться в Тибете раз в сто лет, чтобы распространять учение Дзогчен. Он непрерывно проявлял себя таким образом вплоть до Джамьянга Кхьенце Вангпо [Кхьенце I] и Джамьянга Чокьи Лодро [Кхьенце II, Дзонгар Кхьенце I] до настоящего времени. Среди всех этих проявлений один был великим мастером, знающим все
различные науки, существовавшие в его время.
Это был Лонгченпа, который обладал всеми благими качествами, такими как усердие, интеллектуальное понимание, достижение опыта и реализация, а также благородная деятельность. Кроме своего главного внешнего гуру, видьядхары Кумараджи, у него было около двадцати других учителей Дзогчен. Однако в дополнение к этому, поскольку ум Лонгчена Рабджама стал неотделим от Самантабхадры, он является линией ума Победоносных. У Лонгченпы было много воплощений, которые родились в Тибете. Высшим из них был всеведущий Джигме Лингпа, который оставался в склепе, известном как Трагмар Ке-у Цанг, в священном месте Самье Чимпху в течение трех лет, однонаправленно практикуя чтение мантр.
Во время медитации на воззрение Дзогчен у него было три видения Лонгчен Рабджама. Впоследствии он получил благословения его тела, речи и ума и был назначен носителем учения Дзогчен. Через это назначение, через видения и через простое слушание слов: «Да будут переданы умственные благословения линии; да будут они переданы!» и "Пусть линия произносимых слов будет совершенна; пусть она будет совершенна!" - умы мастера и ученика стали неразлучны. Именно так называлось терма ума всеведущего Джигме Лингпа - Сокровище пространства Дхармы, Сердечная сущность дзогчен Великого пространства, или Лонгчен Ньингтиг.
Поскольку Джигме Лингпа был освобожден всего лишь благодаря тому, что всеведущий Лонгчен Рабджам показал ему символ, он является символической линией видьядхар. Что касается устной линии высших личностей, то у всеведущего Джигме Лингпы было четыре ученика, названных четырьмя Джигме ("бесстрашными") из Кхама, а также непостижимая свита эманаций господина, подданных и спутника. Его необыкновенным сердечным сыном был Джигме Гьялве Нюгу, который был эманацией благородного Авалокитешвары. Ему всеведущий Джигме Лингпа дал весь цикл созревания и освобождения учения сердечной сущности Великого пространства. Джигме Гьялве Нюгу, в свою очередь, дал это учение как Джамьянгу Кхьенце Вангпо, так и Патрулу Чокьи Вангпо. Таким образом, абхишеки, передачи и учения дзогчен передавались из уст одного человека в ухо другого. Поэтому это называется слышимой линией высших индивидуумов. Патрул Ринпоче, Чокьи Вангпо, владел всеми тремя этими линиями. В ключевых наставлениях о трех словах, которые поражают жизненно важную точку, которая имеет мало слов, но имеет глубокий смысл, Патрул Чокьи Вангпо передает понимание всех основ пронизывающего, изначального аспекта чистоты Дзогчен (дзогчен кадаг трекчо). Такова историческая основа, которая удостоверяет подлинность этого учения, устанавливая, что она включает в себя три рода.
Академическое и интеллектуальное понимание само по себе не может включать в себя взгляд, медитацию и действие дзогчен. Это происходит потому, что взгляд, медитация и действие дзогчен могут быть поняты только через высшую медитацию Будд. Высшая медитация Будд относится к сфере их самопознающей мудрости, а не к сухим словам ученых индивидуумов.
Таким образом, поскольку говорится, что смысл тантр виден через всеведение, те, кто объясняет такие тантры, как Гухьягарбха, Хеваджра или Чакрасамвара, и сами по себе должны были бы достичь уровня благородного человека. Поняв воззрение, медитацию и действие тантр через безусловное знание их самопознающей мудрости, они способны научить этому других. Даже люди, достигшие совершенства во всех десяти областях знания, не могут понять тантры только через слова. Поскольку нет никакой разницы между предметом тантры и обнаженным умом Будды и поскольку тантры связаны шестью пределами и четырьмя путями, исследуя их, человек должен использовать свою собственную самопознающую мудрость. Иначе нет никакой пользы. Возьмем пример из линии Кагью. Махасиддха Тилопа сказал: «Я, Тило. Воистину, у меня нет человеческого гуру».
Тилопа отправился в страну Дакини Уддияну и действительно получил тайное сокровище Дакини от Ваджрайогини, у которой он обучился в качестве линии слышания. Среди восьмидесяти четырех индийских махасиддхов реализация Тилопы считается равной пространству. Тот, кто достиг совершенства в видении, медитации и действии таким образом, способен объяснить тантры. Другие не могут этого сделать. Обычные люди вроде нас не могут их понять. Гуру, которые придерживаются трех линий, усовершенствовали беспристрастный взгляд на дзогчен, исчерпали сансару и нирвану в пространстве дхармадхату и смешали свой ум с линией ума, образующей подлинную линию. В этом мире нет учителя, превосходящего Будду. Внешняя форма Будды была Верховной нирманакайей, которая совершила двенадцать деяний в Индии. Хотя он был эманацией Будды, а не действительным Буддой Дхармакайи, его сущность ума была действительной Дхармакайей. Подлинное понимание его взгляда, выходящее за пределы медитации и пост-медитации, - это дзогчен. Его учение абсолютно безошибочно. Например, Будду называют всеведущим. Когда человек приходит к пониманию этой точки зрения, он видит, что поскольку нет ничего, что можно было бы познать за пределами знания Будды, он был назван всеведущим. Учение о высшем воззрении, известное Будде, - это дзогчен. Поэтому тот, кто учит этому, должен быть признан реализовавшим безошибочный взгляд Будды, свободным от заблуждений. Это не должен быть кто-то без линии или законного источника.
Те, кто непосредственно видел истину дхарматы, не будут зависеть от умозаключений, но непосредственно осознают точку зрения Будды. Однако мы не можем осознать взгляд Будды непосредственно, а только через умозаключение. Взгляд Будды может быть непосредственно реализован через все учения тайной мантры Ваджраяны, но среди них сердечный совет для непосредственного осуществления взгляда Будды - Дзогчен. Внутри находятся внешний раздел ума, внутренний раздел пространства и тайный раздел ключевых инструкций. Среди них раздел ключевых наставлений - это то, что подобно чистой сердечной крови.
Учить согласно этому взгляду - значит следовать намерению всеведущего Гуру и его сыновей [Лонгченпы, Джигме Лингпы и Гьялве Нюгу]. Чтобы прояснить это, с помощью этого призыва я представил краткую историю этой подлинной линии.
СМЫСЛ ТЕКСТА
Следуя истории происхождения и призыва, мы переходим к фактическому значению текста. Как говорится: "При объяснении действительного смысла текста, если вещи не будут даны имена, все будут сбиты с толку. Поэтому опытный мастер будет указывать явления по имени".
Говорят, что все явления, от сансарических явлений скандх, дхату и аятан до нирванических явлений кайя и джняны, должны быть обозначены именами и звуками. При этом существуют два вида имен: произвольные и многозначные.
Если учение и учитель связаны, то, когда учитель подлинен, учение также должно рассматриваться как подлинное. Если учитель не является подлинным, то и учение тоже не является подлинным. Когда и учитель, и учение подлинны, то, что должно быть выражено, основано на именах учителей, и то, что выражает это, имена, включает в себя взгляд, медитацию и действие дзогчен.
Если человек понимает указанный смысл, то это называется пониманием через слияние звука и смысла, которое сначала развивается через слушание учений. Что такое это понимание через слияние звука и смысла? Например, услышав звук слов "Лонгчен Рабджам", можно прямо указать на значение взгляда дзогчен. Когда на это указывают, это называется пониманием через слияние звука и смысла. Если человек не обладает такой способностью узнавания, когда его ум не сфокусирован, а он просто слышит звук слова через уши, то значение этого слова не оседает в уме. Чтобы указать на понимание через это слияние звука и смысла, учат взгляду, медитации и действию дзогчен.
Здесь указание делается с ключевыми инструкциями по трем словам, которые поражают жизненно важную точку. Кто-то может спросить, что это за слова в ключевых инструкциях по трем словам, которые поражают жизненно важную точку. Звук и слово - это одно и то же. Например, слово "мать" можно понимать как указание на кого-то очень доброго. Если кто-то говорит "мать", то ему указывают на значение того, что это слово выражает. То, что известно как "три слова", похоже на это.
Что это за три слова? "Взгляд", "медитация" и "действие". Что значит "ударить по жизненно важной точке" этими тремя словами? Если кто-то хочет убить человека и поражает его сердце оружием, то он не проживет и часа. Он умрет немедленно. Какой жизненно важный момент задевают эти три слова? Подобно тому, как масло присутствует в горчичном зерне, все мы, все живые существа, обладаем природой Будды. Хотя оно и присутствует, мы не узнаем его, потому что наш ум затуманен иллюзиями. Когда в результате видения, медитации и действия мы приходим к осознанию этих заблуждений, мы можем избавиться от них в одно мгновение. За один день чувствующие существа могут быть преобразованы в Будд - таково высшее видение, медитация и действие дзогчен. Такая сила трансформации называется "ударом в жизненно важную точку".
Откуда же изначально взялись этот взгляд, медитация и действие? Чтобы распространить учение Дзогчен в Джамбудвипе, сам Ваджрасаттва проявил себя как Видьядхара, Прахеваджра, родившись в стране дакини Уддияны как сын принцессы. Позже, когда тело Прахеваджры исчезло в массе чистого света, его ученик Манджушримитра в отчаянии воскликнул: "Увы, увы! Теперь, когда гуру растворяется в свете, кто будет рассеивает темноту мира?"
Когда он произнес эти слова тоски, Прахеваджра был движим состраданием, чтобы дать ему ключевые указания по трем словам, которые поражают жизненно важную точку. Как только ключевые наставления о трех словах, поражающих жизненную точку, попали в руки Манджушримитры, хотя он уже понял воззрение, медитацию и действие дзогчен, ум гуру и ученика стал единым. Линия разума слилась воедино. Чтобы проиллюстрировать это, давайте вспомним аналогию с золотым медальоном, изображающим главное божество и свиту: золото пронизывает их всех.
Ключевые наставления о трех словах, которые поражают жизненно важную точку, были даны дзогчен видьядхарами. В сфере человеческого опыта эти видьядхары вращали Колесо Дхармы. Когда они проявили переход в Нирвану, в необычайное сияющее пространство мудрости Будд, которое находится за пределами человеческого опыта, в этот момент они дали необычайное наставление столь же удачливому и достойному ученику, и умы гуру и ученика стали неразделимы. Таким образом, когда видьядхара Прахеваджра проявил переход в нирвану и передал мудрость линии ума своему ученику, постижение ученика стало равным постижению учителя. Эта передача известна как последнее завещание, и начиная с Дхармакайи Самантабхадры и продолжая до этого момента, этот великий потенциал (тиб. цал) существует в ключевых наставлениях дзогчен. Смысл этого подробно объяснен в ключевых инструкциях по трем словам, которые поражают жизненно важную точку.
Взгляд
Первое из этих трех слов - "взгляд". Если человек не распознал этот взгляд, то не может быть ни медитации, ни действия. Те, у кого есть взгляд, подобны тем, у кого есть сущность богатства - много золота и бриллиантов. Для них не проблема наслаждаться богатством в этом мире. Но нищие, у которых нет имущества, могут только воображать себя богатыми. Они не могут наслаждаться богатством. Поэтому, пока мы не осознаем безошибочное видение, мы не достигнем состояния всеведения. Если у вас нет глаз, даже если у вас есть уши, язык, нос и другие органы чувств, вы инвалид. Этот взгляд подобен глазам. Если он не будет реализован без ошибок, то простое воображение не позволит человеку продвинуться по пути освобождения и всеведения.
Предельный взгляд на дзогчен является мудростью медитации Будд. Как Сакья Пандита сказал: "Этот взгляд на атийогу не является результатом действия колесницы. Это не та точка зрения, которую можно установить с помощью своего интеллекта". Это результат, непосредственное постижение мудрости Будд, познанной благородными через их собственную самопознающую мудрость.
После того как Бхагават, совершенный Будда Шакьямуни, медитировал и достиг просветления под деревом Бодхи, он сказал, что это вообще не может быть выражено словами. Это относится не только к дзогчен; говорят, что даже "Праджняпарамита находится за пределами речи, мысли и выражения."
Если суммировать все метафоры, то взгляд - это объект правильного слушания и применения. Через слушание понимается взгляд; через применение он переживается. И если человек медитирует, то его взгляд будет раскрыт без ошибок. Если человек не делает этого - если он просто слепо думает: "Это и есть взгляд", - этого недостаточно. Взгляд - это Лонгчен Рабджам. В связи с этим, относительно того, что обозначается, что такое протяженность ("пространство")? Это объясняется тем взглядом, который приводит к исчерпанию четырех видений, известных как лонгчен рабджам ("бесконечное великое пространство"). Это высшее осознание истинного смысла дзогчен.
Что касается имени, указания, то тот, кто ввел подлинное осознание Самантабхадры, мудрости 6 400 000 тантр дзогчен, является всеведущим Лонгченом Рабджамом. Имя и учение стали одним целым. Когда личность и дхарма смешиваются как одно целое, личность - это дзогчен, и Дхарма - это дзогчен.
Почему вводится такое учение? Огромное значение этих учений относится к сфере ума благородных людей и не может быть выражено обычными людьми. Однако, опираясь на ключевые наставления гуру, можно указать на это весьма неопределенно. Как говорится, "лучшая практика - это полагаться на передачу гуру." Кроме того, «ключевые наставления гуру легко практиковать и могут быть поняты без особых проблем». Так можно без труда достичь состояния Будды. Самый простой способ осознать точку зрения Будды - это полагаться на ключевые инструкции. Ключевые указания на три слова, которые поражают жизненно важную точку, начинаются так: "Взгляд-это Лонгчен Рабджам."
Это мнение должно быть понято. Упомянутый гуру, который указывает на это, является всеведущим Лонгченом Рабджамом. Как было сказано выше, всеведущий Лонгчен Рабджам полностью понимал точку зрения учений трех отделов дзогчен. Ради своих учеников он сочинил трактаты о семи сокровищах (Тиб. dzo dun; mdzod bdun), три цикла релаксации (тиб. ngalso korsum; ngal gso skor gsum) и три цикла самоосвобождения (тиб. рангдрол корсум; rang grol skor gsum). Эти учения объясняются словами.
Например, когда его учили высшему смыслу линии разума победоносных, всеведущий видьядхара Джигме Лингпа имел три видения Лонгчена Рабджама. Всеведущий Лонгчен Рабджам передавал благословения тела, речи и ума.
В первом видении Джигме Лингпы Лонгчен Рабджам выглядел немного постаревшим. В своем втором видении Лонгчен Рабджам вручил ему книгу, содержащую скрытый смысл семи сокровищ. Пока Рабджам рассказывал ему, что содержится в этой книге, он передавал ему свой мысленный поток. Это показывает, что подразумевается под "внешним гуру". Что же касается внутреннего гуру, то после третьего видения Джигме Лингпа осознал самопроявленный беспристрастный взгляд на дзогчен - "Лонгчен Рабджам" был не просто внешним пандитой. Когда природа внутреннего осознания осознается так же долго, как Рабджам, если осознание сильно, заблуждение будет исчерпано и освобождено в своей основе. Если вам нужно научить реализации Лонгчен Рабджама за один присест, на месте, вы можете это сделать. Если вы можете это сделать, то это называется абсолютной реализацией.
Всеведущий Джигме Лингпа сказал, что когда ум человека находится в правильном состоянии, гуру не находится снаружи. Для того, чей ум находится в правильном состоянии и слился с Дхармой, мастер не находится вне ее. Однако гуру, дарующие абхишеки, передачи и ключевые наставления таким людям, как мы, чьи лица мы видим и чьи голоса слышим, эти освобождающие нас мастера - все они являются внешними мастерами, которые служат средством общения с внутренним гуру. Если мы слушаем, размышляем и медитируем над этими учениями, то наступит время, когда мы действительно осознаем свою внутреннюю природу, сугатагарбху. Когда мы осознаем это, гуру, который учил нас Дхарме, будет уже не снаружи нас, а внутри. А где внутри? Гуру - это природа нашего ума. Как только мы осознаем природу нашего ума, больше нет необходимости искать гуру снаружи.
Если взгляд ума поддерживается вне медитации и пост-медитации, то гуру присутствует вне встречи и расставания. Говорят, что когда внешний гуру дает ключевые наставления, происходит постепенное знакомство с жизненными точками зрения, медитацией и действием дзогчен.
Независимо от того, насколько обширен мир и его содержание, никогда не будет невозможно вместить его в пространство. Что же это доказывает, что мир и его содержимое - все горы, острова и так далее, какими бы многочисленными и обширными они ни были, никогда не смогут заполнить пространство? Это доказывает, что пространство не является вещественной вещью. Итак, что же лежит в основе мира со всем его содержанием? Его основа - это пространство, и у него не может быть никакой другой основы, кроме пространства. Даже если мир и его содержимое - озера, острова, города, люди - все, что имеет форму, - пронизаны пространством, если бы кто-то спросил, одинаковы ли природа пространства и природа мира и его содержимое, то ответ был бы таков: они вовсе не одинаковы.
Не отказываясь от своей отличительной характеристики, пространство является основой мира и его содержанием. Казалось бы, мир и его содержание имеют в своей основе одно и то же пустое пространство. Думая таким образом, мы должны понимать слово лонгчен, чтобы обозначить что-то обширное. Согласно дзогчен, этим показан аспект пустоты изначальной чистоты воззрения. Что означает рабджам? Это означает безмерное множество проявлений. Оно безмерно в силу пространства пустоты.
Тот, кто осознал изначально чистую великую пустоту, видит сансарные феномены как проекции без присущего им существования, как радуга в небе или как вода в миражах. В каком смысле нирванические кайи и джняны основаны на изначально чистой великой пустоте? Их натуры смешаны как одно целое и спонтанно присутствуют в природе изначально чистой великой пустоты.
Когда солнце сияет в небе, его лучи проникают в Джамбудвипу. Солнцу не нужно думать, что оно должно пытаться пронизать землю своими лучами. Когда солнце светит в небе, его лучи спонтанно проникают на землю. Точно так же, если мы осознаем сущностную природу изначально чистой великой пустоты, непостижимые необусловленные феномены Будд естественно завершены и совершенны в этом состоянии. Как же это так?
Они заложены в природе нашего разума прямо сейчас. Согласно дзогчен, существует два вида невежества: совозникающее и концептуальное. Что такое совозникающее невежество? В естественном состоянии дзогчен это смешение трех миров сансары, которая подобна пятну. Когда человек полностью осознает, что это сопутствующее невежество является выразительной силой (цал) изначально чистой великой пустоты, то неизбежно, что это сопутствующее невежество будет полностью очищено.
Невежество подобно камфаре, которая белая и имеет сильный запах. Камфара - хорошее лекарство от лихорадки. Если камфара подвергается воздействию воздуха, она испаряется. Испарившись в воздухе, она нигде не остается.
Путаница - это как раз то, что нужно. Что такое нерасчлененная внутренняя природа (сан. дхармата)? Она естественно присутствует в нашей собственной врожденной природе, а не принесена откуда-то извне или подкрашена, как нечто, позолоченное искусным ювелиром.
Без всяких усилий непостижимые качества естественно совершенны. Единственное различие между буддами и живыми существами заключается в том, осознаются ли эти качества или нет. С точки зрения того, как обстоят дела, нет никакой разницы между буддами и живыми существами. Однако с точки зрения того, как появляются вещи, чувствующие существа сбиты с толку, а Будды - нет. Так что путаница - это единственное различие.
Если кто-то спросит, отличаются ли спонтанное присутствие в дзогчен и изначальная чистота, то это не так. Природа спонтанного присутствия - это изначальная чистота. Влияют ли проявления спонтанно присутствующих кай и джняны на изначальную чистоту? Нет, они этого не делают. Поскольку изначально чистая пустота - это непостижимая мудрость огромного дхармадхату, все непостижимые качества безусловного спонтанного присутствия присутствуют в природе изначально. Указывая на это ученикам, необходимо отличать аспект внешнего вида от аспекта пустоты. С точки зрения действительной, изначально чистой великой пустоты, спонтанное присутствие не нужно искать где-то еще. Это не что-то иное. Спонтанное присутствие существует в природе изначальной чистоты. Как только проявится взгляд на спонтанное присутствие и его качества, отпадет необходимость искать изначально чистую великую пустоту где-то еще.
После того, как было понято естественное состояние союза изначальной чистоты и спонтанного присутствия, когда этот союз изначальной чистоты и спонтанного присутствия практикуется, человек не может не практиковать также нераздельность Дхармакайи Будды и Рупакайи.
САРВА МАНГАЛАМ!