О золоте Дхармы

Oct 04, 2020 17:24



Правильное обретение Дхармы на стадии пчелы состоит не в том, чтобы собрать большое количество информации, а в том, чтобы полно оценить каждое отдельное учение. Это весьма важно. Когда вы по-настоящему чувствуете ценность каждого учения, тогда вы полностью отождествляетесь с ним и забываете себя. Соответственно, вы не сможете этого сделать и пережить, если не имеете достаточно для того преданности Дхарме и отречения от себя, если вы слишком связаны мыслями о себе и желаниями своего. Особенно если это эгоическая жажда неких духовных достижений. Именно вследствие такой нечистоты ума рождаются потом упрёки и претензии в адрес Учителей, Учения и Сангхи. Я, например, за собой не раз отмечал, что в претензии к собратьям за то, что они чего-то не понимают из того, что мне кажется простым. То есть я был достаточно туп, чтобы не осознавать спокойно состояние других людей, чего именно им не хватает.

Но всё ж хотелось бы заметить о претензиях некоторых к Учителям. Пока речь идет о преемственности прямой линии наставников ваджраяны, знание не передается из рук в руки, подобно раритетной картине или драгоценности. Правильно будет понимать, что учитель переживает истину учения и передает ее своему ученику как вдохновение. Это вдохновение пробуждает ученика, как до него был пробужден его учитель. Затем ученик передает учение другому ученику, и таким образом идет процесс передачи. Если вы не получили вдохновения, значит вы не были достаточно свободны от своих эгоических ожиданий.

Как говорят сами Учителя, Дхарма всегда оказывается современной; это не «древняя мудрость», не какая-то старая легенда. Учения не передаются как информация, не передаются подобно традиционным народным повествованиям, которые дед рассказывает своим внукам. Все это происходит не так. Передача - это подлинный опыт.

В тибетских писаниях есть изречение: «Знание необходимо раскалить, отбить и выковать, подобно чистому золоту, тогда его можно носить как украшение». Поэтому когда вы получаете духовное наставление от другого человека, вы не принимаете его некритически: вы раскаляете его, отбиваете молотом, куете, пока не появляется яркий благородный цвет золота. Тогда вы украшаете его орнаментом, выбирая тот рисунок, какой вам понравится и надеваете украшение на себя. То есть вам не передают готовое украшение. Это нужно хорошо понимать. И критичность настоящая не в том, чтоб быть в претензии к Учителю - а быть в претензии к себе и тому, что и как ты делаешь с этим золотом.

Именно таким образом Дхарма применима к любой эпохе, пригодна для любого человека и обладает качеством живого. Так писал некогда Чогьям Трунгпа: недостаточно подражать мастеру или гуру; вы не стараетесь стать копией своего учителя. Учение - это индивидуальное, личное переживание - и оно остается таковым до нынешнего своего хранителя.

отношение, Дхарма, учитель, ученик, ваджраяна, передача

Previous post Next post
Up