Выявленный совсем недавно закон является одним из самых всеобщих : снижение отдельных текущих рисков повышает совокупные риски системы, в которой мы функционируем (купирование частных рисков на нижних уровнях суперсистемы приводит к пропорциональному или большему увеличению рисков на более высоких ее уровнях).
Согласно Джозефу Тейнтеру («Коллапс сложных обществ»), коллапс проходит очень быстро, практически за одно поколение. Единственная причина, не позволяющая обществу коллапсировать - это наличие достаточно развитых соседей, которые его при этом просто захватят. Например у Западной Римской Империи не было развитых внешних врагов, и она быстро превратилась с конгломерат варварских королевств. А у Византии был враг - Персия, и она не могла позволить себе упрощаться.
Поэтому у меня вызывает удивление та наивная вера американцев, в то что если в мире будет совсем плохо,то они включат доктрину Монро и отсидятся на континенте.
А вот что пишет Михаил Делягин:
http://worldcrisis.ru/crisis/3412338 Одно из главных событий, случившихся с человечеством после начала глобализации, - столкновение с качественно новым явлением, названным «законом сохранения рисков».
В клинически чистой форме (которая и позволила его выявить) и в сжатые сроки «закон сохранения рисков» проявился в США в 2007 году в ходе кризиса системы деривативов (производных ценных бумаг).
Деривативы - инструмент не спекуляций, но прежде всего минимизации риска инвестора. Это позволило практически решить проблему защиты инвестора: в 2005 году, как показали соответствующие исследования, его риски при покупке первоклассной американской корпоративной облигации были на порядок (то есть примерно в 10 раз) ниже риска ее эмитента.
Это было подлинным торжеством человеческого гения и социальных технологий.
Но минимизация индивидуальных рисков загнала их на общесистемный уровень, - и кризис финансовой системы, основанной на деривативах, начался уже в следующем, 2006 году.
В финансовой сфере «закон сохранения рисков» проявился в наиболее скоротечном и потому наглядном виде, который, собственно, и позволил его выявить. Однако ретроспективный анализ показал его едва ли не всеобщий характер.
Аналогичный пример: в развитых странах вот уже более трех поколений постоянно и массово спасают детей, которые до того не могли бы дожить до взрослого возраста, - и они живут, счастливую или нет, но полноценную жизнь, и оставляют потомство. С биологической точки зрения этот триумф гуманизма и человеческого гения является порчей генофонда, - и во многих развитых странах ее последствия наглядно видны на улицах по большому числу людей с физической или психической инвалидностью
Аналогичный пример : Повышая комфортность быта, человек снижает индивидуальные мелкие риски,связанные даже не с опасностями, но всего лишь с неудобствами, снимает с себя бремя принятия решений, - и сталкивается в итоге с белой женщиной развитых стран, ради потребления отказывающейся рожать и ставящей тем самым жирный крест на всей западной цивилизации. С другой стороны, массы ужчин уже не желают создавать семью из страха перед ответственностью.
Повышение системных рисков по мере снижения рисков индивидуальных наблюдается и в климатической сфере.
Далее - везде.