Созерцание бодхисаттвы - всегда действие. И наоборот

Aug 10, 2020 14:09



Есть два типа дхьяны. Первый - это дхьяна бодхисаттвы, состояние, в котором он, в силу своей сострадательной энергии, переживает непрерывное всеохватывающее осознание. Слово «дхьяна» дословно означает «осознание», т.е. «пребывание в состоянии пробужденности». Но это подразумевает не только практику медитации в формальном смысле. Бодхисаттва никогда не ищет состояния транса, блаженства или погруженности. Он просто пробужден по отношению к жизненным ситуациям каковы они есть. В особенности он осознает неразрывность медитации с великодушием, нравственностью, терпением, энергией. У него существует непрерывное чувство «пробужденности».

Другой тип дхьяны представляет собой практику сосредоточения, свойственную сфере богов. Главное различие между медитацией этого типа и медитацией бодхисаттвы состоит в том, что бодхисаттва не сосредоточивается на чем-то, хотя и имеет дело с ситуациями реальной физической жизни. В своей медитации он не устанавливает центральной власти, не наблюдает за тем, как действует или медитирует; так что его действие всегда бывает медитацией, а его медитация - всегда действие.

Трунгпа Тулку

Будда ответил Непоколебимому Уму: "Существует самадхи под названием Шурангама (Героический Марш). Все Бодхисаттвы, освоившие это самадхи, будут, как ты описал, способны являть Паринирвану без того, чтобы придти к вечному угасанию. Они будут способны являть различные формы без разрушения качеств форм. Они будут способны путешествовать по всем землям Будд без всякого различия. Они обретут возможность встретить всех Будд, не различая общие проявления (самата) сущности Дхармы (дхармата). Они явят общее завершение всех практик, но осуществят чистоту этих практик. Они превзойдут наиболее почитаемых среди богов и людей, но не погрязнут в тщеславии, чванстве или распущенности. Они явят беспрепятственное владение всеми демоническими силами, не попадая в зависимость от этих практик. Выполняя работу во всех Трех Мирах, они будут действовать без малейшего колебания относительно качеств дхарм. Они явят перерождения во всех возможных видах бытия, не делая различия между этими уделами. Они будут искусны в объяснении всех наставлений Дхармы и способны открывать их смысл и букву, при этом понимая, что слова обладают качеством всеобщей основы, и не будут делать различений в словах. Проповедуя учения живым существам, они всегда будут пребывать в состоянии устойчивого созерцания. Они будут практиковать общую "неизменность" нерожденности всех дхарм, в то же время поучая, что все дхармы имеют качества появления и исчезновения. Они будут странствовать в одиночестве, бесстрашно подобно львам."

Сутра Шурангама-самадхи

(это как бы просветление сказанного Трунгпой Тулку)

самадхи, махаяна, созерцание, буддизм, бодхисаттва

Previous post Next post
Up