Надо заметить, что это воззрение соотносится не только с точкой зрения современной науки, но и присутствует полностью в таком же виде (как в Калачакра-тантре) в системе древних оккультных взглядов в разное историческое время и в разных народах и странах.
В мандале Калачакры гнозису соответствует синий цвет. Положение у него нижнее, он лежит под всей мандалой. Можно сказать, что первые пять элементов связаны с материальной формой, в то время как гнозис - сущность ума. Если мы возьмём остальные пять элементов, то четыре из них возникают в форме материальный частиц, а пятый - это пространство. И пространство лежит в основе материальной формы. Скажем, наше тело занимает пространство. Оно состоит из мельчайших частиц, которые по большей части являются пространством. В соответствии с современным пониманием, там содержится некоторая энергия, которая проявляется либо как волна, либо как частица. И эта энергия проявляется как разные виды материальных частиц. В Калачакре есть такая вещь как частицы пространства. И это тонкие частицы, природой которых является пространство, но в которых содержится потенциал остальных элементов. В Калачакре цвет пространства - зелёный.
В соответствии с буддийским пониманием, пространство - это отсутствие этих материальных частиц. В целом, в буддийской науке, в Абхидхарме, пространство - это более абстрактное явление. Но в Калачакре речь заходит о частицах пространства. Каждая частица на самом деле является пространством, но содержит в потенциалы остальных элементов. И это гораздо больше соответствует представлениям современной физики, которая говорит об отсутствии чистого вакуума. Всегда остаются следы какой-то иной физической энергии или чего-то подобного. Это пример того, насколько продвинутой является Калачакра.
...Также, в соответствии с теорией Калачакры, после завершения существования одной вселенной и до возникновения последующей есть период пустоты. И в этот период пустоты в вакууме существуют тонкие частицы. Как и говорилось утром, эти тонкие частицы - это частицы пространства, которые переносят в себе потенциалы грубых частиц. Что же преобразует эти тонкие частицы в грубые частицы? Взбивание посредством кармических ветров. Иными словами, действия, совершённые в период существования одной вселенной, после окончания её бытия обращаются в тонкие потенциалы, которые рано или поздно приходят в движение и приводят к чему-то подобному Большому взрыву. Нельзя сказать, что система Калачакры использует само понятие Большого взрыва, но я применяю его, потому что никакого противоречия здесь не наблюдается.
«Существует три вида внешних кармических ветров: удерживающие (самдхарана), взбивающие (мантхана) и придающие форму (самстхана) ветра. Поддерживающие ветра удерживают вместе атомы земли и других элементов, подобно тому, как дождевой ветер удерживает вместе атомы дождевой воды. Вслед за этим взбивающий ветер взбивает атомы - вплоть до их ядра - пока элементы не обретают прочность. Подобно тому, как соль под воздействием солнца кристаллизуется, элементы отвердевают под влиянием подобного взбивания. Взбивающий ветер побуждает элементы впитать друг друга в скопление, в котором атомные частицы одного элемента становятся преобладающей субстанцией, в то время как атомные частицы других элементов становятся субстанциями вторичными. Как в человеческом теле, так и в космосе, с точки зрения твёрдости, атомы земли становятся основными, а остальные атомы - вторичными. Подобным образом элементы воды, огня и ветра становятся главными с точки зрения жидкости, жара и подвижности соответственно. В случае с пространством, однако, все остальные атомные частицы, лишённые собственных свойств, становятся главными. Когда происходит соединение атомных частиц элементов, великие придающие форму ветра движутся через всё поле будд в форме десяти ветров. Эти десять кармических ветров, придающих форму неодушевлённому космосу, также формируют тело индивидуума, в котором циркулируют и переносят привычные склонности кармы индивидуума. Таким образом, можно сказать, что для этой тантрической традиции вся карма живых существ помещена в атомные частицы кармических ветров. Сама Калачакра-тантра утверждает, что «карма существа содержится в гунах пракрити», которая на относительном уровне определяется как нечто физическое. Это также показывает, что десять кармических ветров, формирующих неодушевлённую среду и тело индивидуума, сами по себе возникают из пяти элементов». (из книги Весны Уоллес "Внутренняя Калачакра-тантра")
...Я смотрел лекцию, которую лама Одсал прочёл в Бангалоре, и он упоминал, что в действительности, в соответствии с научными открытиями, весь свет является белым, просто мы отфильтровываем все остальные части спектра. Он использовал это для того, чтобы показать, что нет неотъемлемо существующих цветов. Когда мы применяем слово «аспект» применительно к внешним, грубым объектам, вся эта «внешность» или «внутренность» - всего лишь условность. Это достоверная условность, но достоверна она лишь относительно. Она не является абсолютной истиной. Возможно, это помогает. Когда мы доходим до тончайших уровней ума ясного света, даже субъективный аспект уже не может быть найден. Нерушимое блаженство и пустотная форма взаимозависимы. Ни одно из них не существует само по себе. Оба пусты от самобытия.
Источник:
https://fpmt.ru/aw_hk_11/#more-5686