Летнее Гупта-Наваратри - начиная с первого дня шукла-пакши месяца Ашада. В эту Наваратри особенно благоприятно почитание Варахи, одной из семи Матрик в Деви Махатмье.
В индийских источниках существует несколько историй, посвященных Богине Варахи.
В период Крита-юги асур под именем Хиранья-акшман взял под свой контроль Землю и скрыл ее под водами. Из-за этого Брахма был неспособен продолжить свое творение на Земле. Обеспокоившись и не найдя решения, где найти Землю и как продолжать свое дело, он пришел к Маха Вишну, чтобы просить его о помощи. Тогда Маха Вишну явил себя в форме кабана (Вараха). Он убил Хиранья-акшмана и поднял Землю из глубин своими клыками. Считается, что Шакти, связанная с Варахой, и есть Варахи.
Существует некое логическое продолжение предыдущей истории.
Варахи - это священная сила Шри Раджа Раджешвари, которая приняла воплощение Шри Маха Варахи, чтобы устранить жестокого демона Пандасура. Пандасура был великим бхактой Шивы. Он поклонялся ему, и после тысяч лет аскез Шива появился перед ним. Тогда демон попросил благословения, чтобы он никогда не мог быть убит кем-либо, желая жить вечно в этом мире. Однако Бог Шива сказал ему: "Любой, родившийся на этой земле, должен однажды умереть. Никто не может избежать смерти в этом мире." Пандасура согласился с этим условием, но он выпросил у Шивы реализацию своей просьбы, которая заключалась в том, чтобы он не мог быть убит ни человеком, ни животным или в результате природных условий; а мог бы быть уничтожен только женщиной, не рожденной другой женщиной, и которая бы потребляла в пищу грязь (фекалии).
После того, как Шива исполнил его просьбу, Пандасура стал убивать людей, чтобы безраздельно властвовать. Он использовал обретенную силу, убивая даже многих богов. Не сумев никак ему противостоять, боги пришли к Шиве, моля его вмешаться и спасти их от этого жестокого правителя. Но Шива не мог ничего поделать и отказал им в просьбе, так как уже дал свои обещания Пандасуре. Все, что оставалось Шиве, это посоветовать им идти к Божественной Матери Раджа Раджешвари. Кроме того, тот, кто сможет убить демона, должен быть женщиной, и Божественная Мать, вероятно, смогла бы помочь богам. Поэтому они, не раздумывая, отправились к Матери за помощью. Мать ждала такой возможности, и как только услышала их просьбу, то тут же пообещала, что очень скоро Пандасура будет уничтожен. Она начала тщательно планировать, какое воплощение поможет ей убить Пандасуру. В этой странной ситуации оставалась только одна возможность - воплощение кабана с клыками с женским человеческим телом и рылом кабана. Однако встала проблема, поскольку то же самое воплощение в форме Варахи уже имело место: Шри Маха Вишну в этой форме намного ранее уже спасал мать-Землю в одном из своих воплощений. Поэтому она подумала, что будет логично получить разрешение от своего Брата принять женскую форму кабана. С глубокой просьбой она обратилась к Шри Маха Вишну, и по его воле Мать приняла форму кабана и стала известна как Шри Маха Варахи.
Как только она обрела эту форму, она стала очень мощной и тут же отправилась убивать демона Пандасуру на колеснице, названной Гиричакра. Но все же ей не удалось победить Пандасуру, несмотря на ее феноменальные силы. Расстроенная, она пришла к Вишну и Шиве, прося совета - как же ей справиться с демоном. Боги решили, что Мать должна взять с собой Ганешу, который помог бы ей преодолеть препятствия своим присутствием. Согласившись с ними, Шри Маха Варахи отпавилась на поле войны вместе с Ганешей и уничтожила Пандасуру, установив мир на этой Земле и в других мирах.
Не лишним будет упомянуть другое важное божество - Шри Раджа Матанги, существующее в этой Вселенной. Шри Маха Варахи и Шри Раджа Матанги не могут быть отделены. Без одной не может существовать и другой. Шри Раджа Матанги путешествует на Гаварчакре, колеснице, при движении которой атмосфера вибрирует со сладостной музыкой. Она - воплощение Нады (звук). Она поддерживает распространение джняны, искусства, образования, музыки и т. д. Так как они обе не отличаются от Махалакшми, они благословляют тех, кто поклоняются им, богатством и здоровьем.
Шри Раджа Матанги известна как Мантрини, и Шри Маха Варахи известна как Дандини.
Варахи подобна судье, она всегда наказывает грешника и спасает невинного. Поэтому она известна как Дандини. Шри Раджа Матанги и Шри Маха Варахи - это тайные Божества Шривидьи, которые связаны между собой, поэтому они известны как Сукшма Рахасья деваты (они символизируют скрытую силу богов). Эти богини отождествляются с Шри Лалитамбикой и встречаются в форме Шри Лакшми и Шри Сарасвати. Мать Лалитамбика сидит на теле Господа Садашивы, она является тайной Шри Чакры, известной также как Шринагам. В Шри Чакре размещены кроры Деват, и поэтому поклонение Шри Чакре косвенно согласуется с поклонением миллиону Деват за один раз. Есть много различных трактовок Варахи, одна из них символизирует четыре треугольника Шриянтры, направленные одной вершиной вверх, - они формируют мужской принцип. Шри Янтра Матанги символизирует собой пять женских треугольников, которые направлены вершиной вниз. Матанги - это сердце Трипура Сундари, а ее правая рука - это Варахи.
Согласно "Тантрараджа-тантре", Варахи - это отец богов, а Курукулла - их мать. В Шривидье Курукула символизирует "пурниму" (полную луну), а Варахи - "амавасью" (новолуние). Варахи - это пракаша (свет сознания), а Курукулла - вимарша (яркость света сознания, отражающего его и усиливающего). Ее пуджа выполняется как Свапна Варахи, Дхумра Варахи, Ваджра Варахи или Вартали. Четыре алхимических элемента (дхату) Варахи известны как четыре огня. Алхимические элементы Курукуллы известны как пять Шакти. Комбинация этих пяти Шакти (направленные одной вершиной вниз треугольники) и четыре огня (направленные одной вершиной вверх треугольники) формируют сложную фигуру в центре Шри Янтры. Четыре Варахи - двенадцать (3x4) солнечных кал, двенадцать сидерических созвездий. Пять треугольников Курукуллы - пятнадцать (5x3) кал луны, пятнадцать дней растущей Луны.
Человеческий эмбрион растет в течение девяти месяцев, чтобы родиться как Шри Янтра или "растение". Расцвет этого "растения" представляют 24 лепестка янтры. В Варахи-тантре есть упоминание о пяти формах Варахи: Свапна Варахи, Чанда Варахи, Махи Варахи (Бхайрави), Кричча Варахи и Матсья Варахи. Ее также называют Панчами, потому что она являет пять аспектов божества: Брахму, Вишну, Рудру, Ишвару и Садашиву. Эти пять сил отвечают за пять действий: творение, поддержание, поглощение, раскрытие и сокрытие, соответственно. Из этих Панча Брахм, пятый - Садашива. Это означает, что супруга пятого Брахмы - Панчами, а это ни кто иная, как Варахи. Ее называют Акивальярупини, потому что она не отличается от мукти (освобождения), которое бывает пяти уровней - Салокья, Сампья, Сурупья, Саюджья и Кайвалья. Последнюю мукти, Кайвалью, олицетворяет Варахи.
Варахи также известна как Чайтанья-бхайрави. Она описывается как жестокая Гхорарупа и как управляющая силами, которые ее перемещают в колеснице, запряженной кабанами. Она проживает в Океане сока сахарного тростника (Икшу - один из четырех океанов, который окружает Богиню Мать), держа свое царство на Острове Девяти Драгоценностей. У нее две руки, она сидит в лалитасане, у нее голова кабана и тело божественной женщины. В правой руке Богиня держит рыбу, а в левой - держит капалу. У Варахи три глаза, волосы ее в форме завитых локанов. В своем большом животе Богиня удерживает всю Вселенную (Бхугарбха Паранешвари Джагаддхатри).
Варахи, как полагают, также является формой Дурги, а Дурга - это расширение внутренней силы Радхарани, обе являются йогамайей. В Дурга Сапташати Варахи призывается ради того, чтобы даровать длинную жизнь. Варахи - в основном, божество ночи, она иначе известна как Дхумра Варахи, или Дхумавати. Согласно тантрическим ритуалам, ей нужно поклоняться только во время заката и перед восходом Солнца. Согласно Парашурама-кальпа сутре, подходящее время для поклонения Варахи - середина ночи.
Область Долины Прачи, где находится храм Варахи-чаураси, известна как центр вайшнавизма и шайвизма. Варахи также почитают в вама-марге ритуалами 5М. Это может быть обосновано описанием эротических фигур, найденных выше ниш Парсвадеват в ее храме. Эти эротические изображения иллюстрируют методы восьми типов Камакалы традиции Каула, это описано в четвертой патале Каула-чудамани, написанной на языке ории. Датировка этого текста неизвестна, но обрядность каула-вамачары соответствует этим эротическим образам на стенах храма Чаураси. Ввиду наличия многочисленных изображений Варахи предполагается, что поклонение этой Богине, должно быть, преобладало в Ориссе во время раннего средневековья. Есть много святынь, посвященных Варахи, где ей поклонялись как главному божеству.
Стоит также отметить Варахи, относящуюся к группе культа Саптаматрика (семи Богинь), где ее аспект является пятым в ряду Саптаматрик, наряду с Брахмани, Махешвари, Кумари, Вайшнави, Индрани и Чамундой.
В Вараха-пуране сказано, что Богинь матерей восемь, включая Йогешвари. Далее говорится, что эти Матрики представляют восемь качеств низшего сознания, которые являются негативными для садхаки, и они должны быть трансформированы посредством тантрических йогинь: Йогешвари - кама (похоть), Махешвари - кродха (гнев), Вайшнави - лобха (жадность), Брахмани - мада (гордыня), Каумари - моха (иллюзия), Индрани - матсарья (ревность), Ями или Чамунда - сплетничество и Асуйя, которая является завистью. Этими разрушительными человеческими качествами управляет богиня Варахи.
Варахи занимает очень важное положение в различных культах. В шактизме Варахи занимает самое высокое положение, она командует армией Лалиты Парамешвари. В вайшнавизме изображения Варахи представлены с шанкхья, чакра, гада, варада или абхья мудрами. В тантрическом шактизме Варахи занимает весьма могущественное положение. В буддизме Варахи называют Ваджра Варахи и королевой Бога Херуки. В тантрическом шактизме эта же Богиня изображена с большим животом, держащая рыбу, драгоценный камень и горшок в руках. В вайшнавизме и шактизме ее изображают как стоящую или сидящую на лотосе или на махише (буйвол) с головой буйвола, кабана, льва, гаруды или шешанага. То же самое Божество в тантрическом шактизме стоит исключительно на буйволе или трупе как вахане.
Можно также найти параллели Варахи, учитывая ее связь с Курукуллой, с тантрическим буддизмом, где она почитается как Богиня абхичары, а также очевидны какие-то свои параллели с тантрой Чакрасамвары и Ваджраварахи, или Ваджрайогини. Интересно то, что тут сразу же могут выявляться параллели с Чиннамастой (одной из десяти Махавидий), которая также иногда отождествляется с Ваджрайогини.