Сущностно обо всех стадиях пути в дзогчен

Jun 03, 2020 13:36



«Вещи не знают сами себя. Нет ничего, кроме сознания, что обладало бы свойством „знать вещи“. Вещи существуют, потому что их воспринимает сознание воспринимающего. Это сознание пусто и осознаёт - следовательно, всё сущее является единством пустоты и осознавания». Такое понимание верно, однако это всё ещё интеллектуальное понимание.

Вторая ступень, переживание, является уже не просто идеей, а чем-то, гораздо более личным. Дело уже не в том, что вы просто услышали, что суть ума пуста и осознаёт; нет, вы в действительности распознали эту пустую суть, когда ваш учитель указал её вам, и вы узнаёте её снова каждый раз, когда вспоминаете о ней. Ощущение пустоты и пробуждённости - вот оно, переживание.

...Поймите, пожалуйста, что этот процесс состоит из трёх шагов: узнавание, тренировка и достижение стабильности.

...вы должны увериться, что обнажённое осознавание, указываемое вам мастером, - на самом деле ваша природа.Это узнавание должно быть поддержано подходящими условиями. ...мы должны тренироваться в нём; краткий миг узнавания должен быть повторён много раз. И чтобы ваша тренировка опиралась на прочное основание, будьте наполнены преданностью к просветлённым существам и состраданием - к непросветлённым. Преданность и сострадание - вообще лекарство от всех болезней; техника, достаточная для достижения всего на свете. Есть знаменитое высказывание: «В момент любви природа пустоты сияет обнажённо, как восходящее солнце».

(Тибетское слово "гом", "созерцание", означает "привыкание", что в становлении пути полностью соответствует "частому краткому повторению" - это, в свою очередь, полностью отвечает природе памятования, неотвлечения - оно опирается на дхарму "память предыдущего мгновения". Сознание прерывисто как поток дхарм и в то же время волнуется этим способом самовозобновления - на основе памяти предыдущего мгновения. Когда волнение угасает - это нирвана, то есть сознания как такового нет, поэтому и говорят о коренном отличии Будд от живых существ. Но благодаря волнению становится возможным путь - созерцание как непрерывное пребывание в мерцанье дхарм - прим. Нандзед)

Тренировка - это просто многократное повторение моментов узнавания, основанное на преданности и сострадании.

В конце концов наступает стадия стабильности. Когда этот миг неотвлечённости длится, не прерываясь, день и ночь, - на что же это похоже? Когда в нас нет больше трёх ядов и качества пробужденности полностью проявляются, - остаёмся мы просто людьми или становимся богами? От огня одной свечки может загореться целая гора. Представьте себе, что будет, когда наше теперешнее мгновенное переживание полностью пробуждённого момента, свободного от какой-либо мысли, станет непрерывным. Есть ли что-нибудь более божественное, чем обладание всеми качествами мудрости и полная свобода от трёх ядов?

Один из признаков тренировки в ригпа (пробуждённом состоянии) заключается в том, что рассудочное мышление (являющееся противоположностью ригпа) постепенно сходит на нет. Паузы между мыслями становятся чаще и длятся дольше. Состояние неизмышленного осознавания, которое в тантрах называется «непрекращающийся миг неизмышленности», длится всё дольше и дольше. И эта непрерывность ригпа не есть что-то, что нужно сознательно поддерживать. Оно должно происходить спонтанно; а эта спонтанность происходит от всё более и более близкого с ним знакомства. Как только мы привыкаем к истинному состоянию неизмышленного ригпа, оно само по себе начинает длиться всё дольше и дольше.

...Существуют «признаки достижения», такие как хорошее здоровье, отменно долгая жизнь, известность и влиятельность, но они принадлежат к искусственному типу достижений. Подлинные и безошибочные признаки настоящего достижения (как давно признано мастерами традиции) - это сострадание, преданность и острое чувство непостоянства. На их фоне мысли постепенно начинают сходить на нет и истинно пробуждённое состояние длится все дольше и дольше.

В какой-то точке по пути к просветлению исчезают дневные заблуждения. Рано или поздно даже в ночное время перестаёшь впадать в накатанные борозды ошибочного мышления. Все явления и умопостроения вновь растворяются в безначально чистом состоянии Дхарматы. Это - сама Дхармакайя, из которой для пользы всех живых существ спонтанно и бесконечно самопроявляются две Рупакайи: Самбхогакайя и Нирманакайя. Но, пока этого не произошло, нужно заниматься тренировкой.

Наша задача - постепенно избавиться от рассудочного мышления. Конечно, лучше всего было, если бы мы могли просто прорубиться сквозь рассудок и больше никогда не связываться с мыслями. Но способны ли мы просто отбросить их? В момент неизмышленного осознавания мысли не способны оставаться в нашей голове, потому что этот момент полностью свободен от двойственности воспринимаемого и воспринимающего. Волосок рассудочного мышления сгорает в пламени недвойственного осознавания; так же, как волос сгорает в пламени без следа, мысль не способна сохраниться в осознавании пробуждённого состояния. То, что мы называем сем, двойственное сознание, вечно занято поддержанием разделения на воспринимающего и воспринимаемое. Ригпа, однако, по своей природе лишено двойственности. Весь фундамент непрерывности двойственного мышления - двойственность. Если не поддерживать постоянно умозрение «воспринимаемое - воспринимающий», двойственность рушится и рассудочное мышление прекращается.

Абсолютная реализация (наша третья ступень) достигается путём повторения короткого момента узнавания множество раз. Когда реализация длится беспрерывно в течение дня, мы достигли уровня бодхисаттвы. Когда она не прерывается ни днём, ни ночью, мы достигли состояния будды.

Ургьен Тулку Ринпоче

понимание, Ургьен Тулку, дзогчен, наставления

Previous post Next post
Up