В установлении смысла практики можно привести три пункта: 1. установление того, что явленные объекты есть ум, 2. установление того, что воспринимаемое умом иллюзорно, и 3. установление того, что и ум, и иллюзия лишены собственной природы. Но все три установления ещё не есть сам смысл. Сам смысл обнаруживается в созерцании, он должен проявиться, быть узнан. Виджнянавада здесь тоже не есть отрицание "всё есть только ум", это было бы родом исторического непонимания. Наоборот - это включение всего с определённой, искусно выбранной точки зрения. Для тантриста необходимо обнаружить этот смысл в переживании, но нет никакого смысла насильно тужиться и искать его (хотя тут учитель может применить своё искусное средство и ввергнуть ученика в это, минуя интеллект). Нет нужды искать, потому что все три установления смысла в обнаружении есть переживания. И превращение буквоедами-интеллектуалами их в "школы" есть одна большая историческая глупость. Поэтому йогины смеются, говоря, что практика туммо - это наука, где результат рассчитан по природе вещей и не нуждается в работе интеллекта над предметами мадхъямаки, потому что мадхъямака тут - введение пран в центральный канал, а шуньявада - растворение их там.
На рисунке: Палгьи Дордже Ванчуг, ученик Вималамитры и Падмасамбхавы, проходит сквозь скалы, постигнув их иллюзорность.