Как болею остро уже много дней, хочется о прекрасном)). О дне рождения Шопена.
Как ни любил бы я моцартовский птичий щебет, а всё ж умиротворяют меня лишь посланные, будто мне, шопеновские тихие молоточки и колокольчики.
И, как ем я попеременно то сладкое, то солёное, так проявляется во вкусе нечто от противоречия огня и воды - вечно растущего и всё соединяющей...
Возможно, это личное клише, но в белый зимний по факту день после циклона у нас хорошо слушать Шопена. Так соединяется естественный покой зимы с возможностью внимания, которого требует музыка, и с тем её действием на меня, неизбежным, как природа. Я почему-то вспоминаю себя ребёнком лет семи и тоже зимой, хотя прекрасно знаю, что в детстве вовсе не слушал Шопена и не был слушателем именно музыки, любой. Тогда чьё детство я вспоминаю невольно, почему во мне живёт особое волнение личного опыта, связанное с деталями - освещения, сезона, пианизма, необходимого для шопеновских пьес?
Шопен. Баллада # 1. Удивительно, как развивается драма в ней, но при этом полное ощущение отчуждения - как будто видишь чье-то воспоминание о себе как умершем, хотя ты еще жив. В то же время именно это позволяет, слушая, сохранять некое внутреннее равновесие действительно отошедшего от дел человека, а не просто ребенка, который спрятался в коридоре и ждет, что о нем наконец вспомнят, что его наконец позовут, но он стоит в темном коридоре, и никто его не ищет. Это ненужность. Меж тем, эта баллада Шопена сообщает как раз иное и более редкое - спокойное переживание драмы, не задыхаясь, а глубоко дыша ею. В алхимии это называется возгонка впечатлений.
Кстати, усматриваю в этом некое противоречие классическим (от Аристотеля) представлениям о необходимости катарсиса и исключительной роли его химизма - чтоб человек непременно был смещен, выведен из равновесия, поражен до глубины. Это предполагает некую профанность человека до восприятия драмы, поверхностность его бытия по отношению к терапевтической теме катарсиса. Однако, Шопен мне показывает сегодня, что не обязательно переживания должны быть столь сумбурными, чтобы быть ценными:).
А еще интересно, как в балладе заложено нечто подобное воспоминанию о других жанрах - мелькает отрывок как будто мазурки, но композиционно, ритмически смазан, выглядит именно как мимоходное воспоминание человека в процессе свободной игры. Здесь корни процесса сочинения этой баллады - можно различить свободное излияние от позднейших композиционных компоновок, бумажной работы.
Так сливать все ноты в единые волны не мог больше никто - это явная авторская печать Оборина. Очень русская игра. Весь характер, все акценты композиции в итоге нам показаны именно через волны, а не через естественно акцентированные пиковые ноты, как это чаще всего делают остальные пианисты. Мыслить композицию волнами - это не какая-то оригинальность, это человек из другого измерения.
С днём рождения, Фредо! А мы здесь)).
Click to view