С первых же дней своего пребывания в Донбассе я вступил в ряды армии, и четыре года из пяти я провел на передовой. Абсолютно не жалею о том, что приехал сюда. Мой приезд сюда абсолютно соответствовал моим метаполитическим убеждениям. Это позволило мне пройти дальше в моих рассуждениях, и к моему политическому опыту добавился опыт человеческий, военный, писательский… Поэтому можно сказать, что Донбасс - это вообще самый большой опыт в моей жизни. Если подводить итог всему тому движению, которое возникло в Донбассе в 14-ом году, можно процитировать старинную французскую пословицу: верность прошлому есть пример для будущего. Война в Донбассе для меня и для людей, которые здесь живут, ознаменовала перерождение мира. Потому что либеральный мир, который организовал всю эту агрессию против России через Украину, находится в состоянии агонии. Мы все свидетели появления новой парадигмы. Наше время - это время военного, политического и социального шока. И на этот шок можно наблюдать два вида реакции. Одна реакция - это когда люди оборачиваются и смотрят на прошлое, хватаются за привычное, устоявшееся устройство мира, и другая - это когда люди пытаются найти новый путь. Люди Донбасса - это люди, которые сохранили свое прошлое и смогли представить образ будущего, смогли выработать новое социальное видение. Люди здесь не пытаются восстановить советский строй, именно в том его прошлом формате, но в то же время они сохраняют советские ценности, т.е. ценности гуманистические, социалистические. Самое прекрасное мое открытие здесь в Донбассе - это что слово «Советский Союз» отзывается в сердцах людей. Это социальное видение, которое не политизировано. Это антропология дара, т.е. когда дар передается от поколения к поколению. Этот дар не основан на прибыли и на индивидуальном интересе, он базируется на коллективном сознании. У меня здесь чувство, что я живу в социально едином, хотя и очень разнообразном обществе.
Люди из Франции, Америки, Бразилии и даже Британии приезжают сюда, чтобы поддержать народ Донбасса. Сложность волонтеров, которые прибыли с Запада в Донбасс, состоит в том, что они имеют представление только о горизонтальности этого конфликта. Это можно наблюдать и у волонтеров из России. У них в сознании присутствуют утопические политические идеи, которые принадлежат Великой Войне. Есть французы, которые приехали сюда и которые считают, что, воюя за Донбасс, они защищают свой национализм. Другие, напротив, считают, что, воюя за Донбасс, они воюют за идею коммунизма. Думаю, что и среди волонтеров из Большой России можно увидеть то же самое. Но выше партийных и политических различий между людьми с Запада и русскими - это идея Империи, вокруг которой можно объединяться. В этом главная сила русских - в идее Империи, в имперской идентичности. Эта сила позволяет объединяться коммунистам, анархистам, мусульманам, христианам, азиатам и европейцам, объединять совсем разные этнические группы, религии и идеологии. Т.е. восприятие, которое есть у русских, обусловлено идеей единения в многообразии.
Люди с Запада приезжают сюда, потому что знают будущее всякого «евромайдана». Это приводит к обществу без морали, в котором сейчас и живет Запад. Россия должна через Донбасс представить для Запада новую цивилизационную парадигму. Здесь я очень близок к точке зрения евразийцев. Я не думаю, конечно, что можно просто взять евразийскую модель и наложить ее на западный мир, потому что у нас разные личности. Нам необходимо сохранить наш собственный дух, европейский. Запад при этом должен пересмотреть свои идеологические основы. Я уверен, что гармония цивилизаций базируется на уважении людей, а не наций. Либерализм базируется на колонизирующих политических системах, а также на религиозном католическом экспансионизме. Между ними есть обмен идеями. Мы можем наблюдать, как в XIX веке формируется Западная Европа в совершенно искусственных границах. Потому в XX веке разрушаются последние империи. А сегодня мы имеем Европу, которая неизменна, потому что западные страны имеют только исторические корни. Эти хрупкие страны-нации находятся под управлением экспертов Европейского союза. Если наблюдать за сопротивлением либерализму в Западной Европе, то можно увидеть, что это сопротивление базируется на инициативе отдельных народов: шотландец, бретонец, житель Северной Италии. Я думаю, что народы Европы, вступая против либерализма, пусть и не единым фронтом, все-таки пробуждаются. И Донбасс является хорошим примеров для этих европейских народов, поскольку он сохранил свою идентичность и высказал ее во время «майдана». Я считаю, что сопротивление Донбасса было неожиданностью и для России.
Война в Донбассе - это европейская война, даже с географической точки зрения. Стратегически и геополитически война в Донбассе - это угроза для всей Европы, как и с идеологической точки зрения. Это пароксизм противостояния между миром торговой диктатуры и народами, которые желают защищать свои традиции.
Война дала мне возможность конкретизировать то, что я предчувствовал до этого интуитивно, через чтение и встречи. Она мне позволила утвердиться в своей жизненной философии. Я вынес из войны большой оптимизм. На Западе есть такое ощущение, будто бы торгашество и либерализм победили, что деньги правят миром, а люди - рабы денег. Когда же начинает не хватать денег и появляются экономические проблемы, между людьми возникает неэкономическое единство. В Донбассе это единение людей выражается в духовной, личностной сфере. Здесь есть гуманитарное наследие, которое может объяснить точки сопротивления, экономического, политического и идеологического сопротивления, которые то и дело возникают в мире. Если проанализировать все эти точки сопротивления, разбросанные по всему миру, то возникает представление о зарождающейся новой цивилизации. Для своего блога, который я посвятил Донбассу, я сделал подзаголовок, это было в тот день, когда возникло антимайданное движение, я написал в этот день так: «День, когда сердце Европы начало биться».
Ссылка на блог Эрвана Кастеля:
http://alawata-rebellion.blogspot.com/