Ещё о 10-ти бхуми бодхисаттв и почему их прохождение отличается от пути достижения архатства

Jan 18, 2020 15:07



Сразу стоит оговориться - если бы пути шраваков и пратьекабудд являлись частью путеи бодхисаттв, можно было бы говорить о том, что плод архатства постигается, например, на 6-й бхуми, но это не так. Именно поэтому пути шраваков и пратьекабудд описываются принципиально отдельно от путей бодхисаттв.

Путь архата - это путь личного освобождения. И всё. Конечно, вы можете быть добры и бесстрастны ко всем существам, сострадать и сорадоваться им, но это не служит основой сострадательной деятельности - каруны. Меж тем как пути бодхисаттв - это пути именно деятельности ради блага живых существ, и даже само личное освобождение совершается только ради этого. Вот почему каждый уровень развития бодхисаттвы называется «землей» - он служит опорой отсутствия опасности со стороны двух «покровов» для неизмеримого числа воспитываемых существ и вызывает все большее и большее возрастание неизмеримых достоинств. Никакие достижения на пути архата не направлены специально и ТОЛЬКО на защиту существ от опасностей клеш и умственных завес.

И вот какие акценты делает в понимании сущности бхуми бодхисаттв Кончог Джигме Вангпо в своём труде "Прекрасное украшение трёх Колесниц. Концепция ступеней и путей":

Имеется основание называть первую ступень Совершенно Радостной: на первой ступени, когда видят, что приближаются к совершенному Просветлению и осуществляется благо существ, рождается редкостная радость, поэтому и называется так.

Имеется основание называть вторую ступень Непорочной: называется так потому, что на второй ступени лишаются нечистоты нарушенной нравственности и рвения (rtsol ba) [к] осуществлению в уме хинаянского(!).

Имеется основание называть третью ступень Творящей Свет: называется так потому, что на третьей ступени и сами являют усердие в поиске Учения, не взирая на тело и жизнь, и других воспитываемых удовлетворяют сиянием Учения.

Имеется основание называть четвертую ступень Распространяющей Свет: называется так потому, что на четвертой ступени благодари явлению дхарм, соответствующих стороне Просветления, распространяется - как у огня - свет мудрости, сжигающей два «покрова» - ее специфическое [отвергаемое].

Имеется основание называть пятую ступень Трудноочищаемой: занимаются созреванием существ, и когда занимаются этим, трудно вытерпеть реализацию ложного у воспитываемых; вплоть до четвертой ступени включительно обладающему умом Бодхисаттве трудно очиститься от этого, а на этой пятой может очиститься, поэтому и называется так.

Имеется основание называть шестую ступень Обращенной: благодаря созерцанию системы зависимого возникновения в прямом порядке реализуют отворачивание от сансары, [а] благодаря созерцанию системы зависимого возникновения в обратном порядке реализуют обращенность к Нирване, поэтому и называется так.

Имеется основание называть седьмую ступень Далеко Зашедшей: благодаря длительному созерцанию пути достигают конца пути с признаком, с усилием и соединяют два [на] пути одной дороги, поэтому и называется так.

Имеется основание называть восьмую ступень Неколебимой: на восьмой ступени не колеблются двумя - представлением «с признаком» и представлением «с усилием без признака», поэтому и называется так.

Имеется основание называть девятую ступень Благоумной: поскольку обретается терпение, называющееся «умом, истинно понимающим отдельное», то и называется так.

Имеется основание называть десятую ступень Облаком Дхарм: подобно тому, как в небе собираются дождевые облака и, излив дождь, вызывают [рост и] созревание урожая мирского, так и в потоке созерцания пребывающего на десятой ступени Бодхисаттвы, подобном [небесному] пространству, собираются облака [таких] дхарм, [как] дхарани, самадхи и т. д., изливается дождь Дхармы, вызывающий [рост и] созревание совершенного урожая благого в потоке бытия воспитываемых, поэтому и называется так.

понимание, реализация, махаяна, буддизм, бодхисаттва

Previous post Next post
Up