Всякую аристократию рождает гордость, а всякую демократию - зависть

Jan 08, 2020 00:29

В Новом времени стало принято воспринимать всю пышность и богатство средних веков как проявление корыстолюбия, но на самом деле корыстолюбие - это черта именно буржуазная, а иерархичность средних веков характеризовалась гордостью. Нарождающийся класс буржуа завидовал аристократии и окрашивал своё восприятие аристократов собственным корыстолюбием. Люди нового времени, как и все люди, видели свой порок в тех, кого не любили. Поэтому в России в советский период так был популярен миф о том, что царский режим наживался на горбу пролетариата и крестьян.

Так же впору вспомнить (на фоне прошедшего намедни дня Французской буржуазной революции) выражение Альфреда де Виньи, что всякую аристократию рождает гордость, а демократию - зависть. Собственно, именно она лежит в основе жажды т. н. социальной справедливости.

Средние века не знали такого безудержного движения капиталов, как в новом времени, и аристократические смыслы были основаны на значении личности. Именно поэтому новое время занялось уничтожением монархий, это было просто вытеснение аристократии, которое закончилось в начале 20-го века, в сущности, не так уж давно. Именно из зависти к возвышению личности, например, Владимира Путина западные буржуа представляют его сатирически в прессе как "царя", "императора", "тирана", пародируя аристократические смыслы. Но стоит помнить, что в основе этого лежит подражание как результат тонкой зависти-ревности.

Неудивительно, что буддийские учителя называют наше время временем зависти, временем Амогхасиддхи, преобразующего эту клешу. Она связана с элементом "ветер", и это проявляется, в том числе, в ускорении движения капитала, невротичности нашего времени и появления целого класса новых заболеваний, связанных с расстройствами ветра.

И, конечно, нужно помнить, что стремление обезличить человечество - это тоже характеристика времени, а не злое действие мирового заговора)). Все эти "тайные властители мира" - обычные сансарические существа, находящиеся во власти времени и Махакалы)). Здесь бодхисаттве уместна беспощадная улыбка сострадания)).

В борьбе против личности посредством уравниловки проявляется всё тот же принцип буржуазного времени. Вплоть до геноцида как логического следствия. Никакой пост-буржуазии не существует. Время зависти в самом разгаре. Но признаком развития обществ будет стремление к работе над собой эволюционно, а не посредством расточительно бесплодных социальных потрясений.


кризис, общество, буддизм, люди, психология, клеши, развитие, демократия

Previous post Next post
Up