Качества мудрости безграничны. Вот почему мы говорим о мудростях качества и количества (обычно это обозначает способность знать состояние существ и способность спонтанно проявляться сколь угодно в соответствии с их нуждами). Например, Будда, просветлённое существо, может проявиться в одно и то же мгновение как десять или сто различных проявлений. Это означает, что мудрость и истинное состояние Будды вне времени. Это также значит, что оно не зависит от ума Будды. Ум пребывает во времени. Если мы зависим от ума, тогда они не могут проявиться.
В некоторых биографиях рассказывается, что такие учителя, как Миларепа, умирая, проявляли свою смерть в двух или трёх различных местах, и все, кто находился в разных местах, видели тело Миларепы и т. д. Вот почему и в тибетской традиции, в частности, сегодня есть воплощения, скажем, одного ламы в пяти разных перерождениях. Поскольку лама может иметь пять качеств: тело, речь, ум, качество и действие. Если мы разделим каждое из этих пяти, может проявиться двадцать пять проявлений, а если пойдем ещё дальше, то может возникнуть бесконечное количество проявлений.
Вот как учил второй Кармапа Карма Пакши, который был очень известен и считался подлинным махасиддхой. В своих записях он учил о Сангье Кармапе: «Сангье Кармапа», что значит «Будда Кармапа», может создать бесконечное число проявлений и приносить благо людям. Таков истинный смысл существования подлинного проявления просветлённого существа. Но если мы не знаем этого принципа, истинного смысла этого, то полагаем, что кто-то умирает и перерождается и что это и есть воплощение. Но действительно просветлённому нет нужды рождаться сансарическим путем. Если мы считаем, что кто-то проявляется на благо всех существ, то возможны и различные виды проявлений.
Необязательно быть лишь в человеческом воплощении, можно быть слоном, коровой, овцой, свиньей, разными существами, поскольку все эти существа страдают, находясь в сансаре. Приносить благо значит передавать знание и помогать другим. Если вы хотите общаться со стадом свиней, как это сделать? Недостаточно просто прийти в стадо и сказать «хрю-хрю-хрю» - вы должны быть свиньей. И потом вы должны обладать знанием, а не быть обычной свиньей. Тогда вы пробуете учить, но каким образом вы можете передать знание? Это значит, что вы на самом деле должны быть неким проявлением нирманакаи. Вы знаете, что в биографии Будды есть множество подобных историй. Однажды Будда был птицей, в другой раз - обезьяной, как-то - слоном или кем-то ещё. Это не значит, что Будде нравилось быть сегодня одним, а завтра другим, на самом деле очень важно понимать этот принцип.
Но сегодня, когда мы говорим о перерожденцах, всё это связано с властью, положением, именем и т. п. Даже если существуют два воплощения, то возникает множество проблем. Почему? Нет истинного понимания, а значит нет и правильного отношения.
Намкай Норбу Ринпоче