У Будды все мысли рождаются уже в освобождённом состоянии)). Освобождение является полностью самопроизвольным, спонтанным, не требующим усилий и мгновенным, то есть превращается поистине в самоосвобождение. Именно этот метод является дзогченовским в собственном смысле; все прочие - это всего лишь подготовка.
У нас же - при обретении плода - мысли приходят к освобождению за счет самой энергии и движения, сопровождающих их возникновение. При этом, чем большую энергию содержит в себе возникшая мысль, как, например, мысль, связанная с эмоцией вожделения или гнева, тем мощнее будет состояние Ригпа, основанное на ее самоосвобождении. В этом состоянии и пребывает практикующий, ничего не принимая и не отвергая. Но вместе с тем он еще воспринимает Дхармакаю как основу освобождения, а потому присутствует некоторая утонченная двойственность. Далее практикующий выходит за пределы всякого различения между возникновением и исчезновением мыслей.
Не овладев методом самоосвобождения мыслей, мы будем подобны божествам, обитающим на различных ментальных планах.
Некоторые учителя говорят, что достаточно научиться распознавать состояние покоя в противоположность движению мыслей. Но это заблуждение, поскольку обстоятельства, с которыми нам приходится сталкиваться в жизни, бывают настолько сложными, что постоянно существует опасность мгновенно покинуть "зону покоя" и тотчас забыть все, чему мы научились в такой практике)).
В практике випашьяны мы не остаемся просто безучастными свидетелями, пассивно наблюдающими за происходящим в уме, подобно пожилому человеку, следящему за детской игрой, но соединяем свое сознание с деятельностью, так, что исчезает различие между действием и осознанием. Этим Дзогчен отличается от многих других систем медитации.
"В дзогчене осознание активно так же, как активно действует в мире Просветленный, оставаясь в то же время превыше этого мира". (Патрул Ринпоче)