Среди буддистов в их менее просвещённой части бытует такое суеверие, что Ганапати вообще мирское божество, а может и вовсе не буддийское))). Сразу хочу предупредить - тексты крия-тантр Ганапати относятся к наивысшему семейству - Будда (напомню, что в крия-тантре семейства имеют иерархическую соподчинённость - в отличие от йога-тантр и высших йога-тантр). Об этом пишет в "Основах буддийской тантры" Кедруб Дже (сердечный ученик Дже Цонкапы). Кстати, Ганапати был охранительным божеством Нагарджуны.
Ганапати, или Цогдаг (тиб.). Материал из лекций Карма Пунцога Ринпоче, прочитанных зимой 2008 года в Москве:
"Какую историю про Ганапати вам рассказать - короткую, среднюю, длинную?
Ганапати родился старшим сыном Махадэвы и Умадэви. Его младшим братом был Картика Шестиликий. Силой предыдущих заслуг он превосходил всех остальных владык, богов и асуров своими силой, мощью и великолепием. По этой причине он был избран главой всех богов и асуров. Однажды случилось такое происшествие: Ганапати один отправился на прогулку в парк. Во время прогулки во дворце появилось проявление Авалокитешвары, по форме одинаковое и совершенно не отличимое от настоящего Ганапати. Это проявление находилось во дворце, и супруги, все окружение и свита настоящего Ганапати совершали ему подношения. Когда истинный Ганапати вернулся к себе во дворец, то увидел в нем еще одного Ганапати, прямо перед собой. Он спросил его: "Кем ты являешься? Ты проявление демона Гег или кто-то еще?" В ответ это проявление Авалокитешвары, подобное Ганапати, испустило из своего тела свет, настоящий Ганапати потерял сознание и рухнул на землю. Гордость его была сломлена, и после того, как он пришел в себя, Авалокитешвара явил ему свою истинную форму, даровал обеты мирянина - упасака и сделал его Защитником Дхармы. Ганапати дал клятву, что будет защищать тех, кто следует учению Авалокитешвары и также держит учения, связанные с Авалокитешварой. Во времена Гуру Ринпоче в стране Захор, когда Гуру Ринпоче даровал учение царю Захора, Ганапати появился посреди облаков и ниспослал на землю дождь пищи и драгоценностей. Так же он дал клятву, что в будущем будет даровать богатство всем тем, кто является последователем учения Гуру Ринпоче.
Когда Падмасамбхава пребывал в Непале, в пещере Янглешо [Парпинг], он явился перед Гуру Ринпоче, сделал ему обширные подношения и провозгласил, что эта земля находится под его покровительством, и он создаст все условия для того, чтобы Учение пребывало в этом месте н распространялось в нем дальше. Утверждают, что Гуру Ринпоче, опираясь на лассо или аркан из ветра, составил сто восемь садхан Божества Ганапати. Аркан из ветра - это магическая способность, которой обладал Гуру Ринпоче. С его помощью он мог являть активность притяжения, мог притянуть все, что хотел. Позднее Гуру Ринпоче сокрыл учения о Ганапати в виде терма, и многие из тертонов раскрывали эти Учения. В них содержались либо садханы, либо тексты подношений-цог Ганапати".
От себя в который раз добавляю текст сердечной дхарани-сутры Ганапати:
Почтение всем Буддам и Бодхисаттвам!
Так я слышал однажды. Благословенный пребывал в Раджагрихе вместе с большим собранием 1250 монахов и Бодхисаттв-Махасаттв. В этовремя Благословенный сказал достопочтенному Ананде:
"О, Ананда, начинания любого, кто постигнет "Суть Ганапати-Ганешвары" будут успешно завершены. Желания исполняются постижением её, и каждая мантра принесёт достижения”:
ТАТЪЯТХА. НАМО СТУТЕ-МАХАГАНАПАТАЕ СВАХА! ОМ КАТА КАТА. МАТА МАТА. ДАРА ДАРА. ВИДАРА ВИДАРА. ХАНА ХАНА. ГРИХНА ГРИХНА. ДХАВА ДХАВА. БХАМДЖЬЯ БХАМДЖЬЯ. СТАМБХА СТАМБХА. ДЖАМБХА ДЖАМБХА. МОХА МОХА. ДЕХИ ДЕХИ. ДаПАЯ ДаПАЯ. ДХАНА ДХАНАЯ СИДДХИ МЕ ПРАЯЧЧХА САМАЯ-МАНУСМАРА МАХа-РУДРА ВАЧАНиЕ СВАХА. ОМ КУРУ КУРУ СВАХА. ОМ ТУРУ ТУРУ CВАХА. ОМ МУРУ МУРУ СВАХА. ОМ БХаВА САМТИ ВАСУ ПУШТИМ КУРУ СВАХА. АДГУТА БИНДУ КШЬЯБХИТА МАХа-ВИДаРА. САМАГАЧЧАТИ МАХаБАЙЯ. МАХАБАЛА. МАХАВАРАКРА. МАХАХАСТИ. МАХАДАКШИНИЙЯ ПРАЧИДАЯМИ СВАХА. ОМ КУРУ КУРУ. ЧУРУ ЧУРУ. МУРУ МУРУ. ОМ ГАх ГАх ГАх ГАх ГАх ГАх ГАх ГАх. ОМ НАМО НАМА СВАХА.
О, Ананда, если любой сын из благородной семьи (арья), дочь из благородной семьи, монах или монахиня, мирянин или мирянка, пойдёт к месту поклонения, где не совершается почитание Трёх Драгоценностей (места тиртиков - прим.), или же войдёт во дворец свиты правителя и начнёт повторять мантру (рецитируемую в это месте) вместе с этой "Сутью Ганапати-Ганешвары", то это подобно почитанию Благословенного Будды цветами и благовониями. Для того, кто услышал "Суть Ганапати", все начинания будут успешно завершены. Не сомневайся в этом! Если помнишь эту мантру в сражениях, спорах, состоянии запутанности и во время войны, то всё придёт к умиротворению.
Eсли ты будешь вставать рано утром и рецитировать её, то достигнешь учёности. Якши, ракшасы и дакини не причинят вреда твоему здоровью и пообещают держаться далеко в стороне".
После того, как Благословенный провозгласил это, то все собрание и каждый в отдельности из присутствовавших там возрадовались вместе со всем миром и его богами, людьми, асурами и гандхарвами. Возрадовались и воздали хвалу учению Благословенного.
Так завершается "Суть Благородного Ганапати".
(малыми буквами в тексте дхарани обозначена двойная длительность - прим. Нандзед Дордже)