Время от времени в реальной жизни или во снах мы можем встретиться с сильными влияниями или негативными силами, которые порождают необузданные духи и нарушители спокойствия. Если это происходит, нам не следует никогда, даже во снах, думать об уничтожении таких вредоносных духов. Вместо этого мы должны размышлять о том, что все те, кто создают препятствия, на самом деле были нашими добрыми родителями в прошлых жизнях. Хотя когда-то они были отцом или матерью, которые кормили нас и окружали заботой, теперь они настойчиво стремятся причинить нам вред и зло. Причину этого нужно искать и обнаруживать в негативных деяниях, которые мы совершили в своих прошлых жизнях. Кроме того, мы должны понять - если такие негативные силы вредят нам, это происходит также потому, что они сами действуют под тлетворным влиянием своей собственной дурной кармы. Поступая так, они создают для себя причины будущего страдания. Думая об этом, нам следует порождать по отношению к ним великое сострадание.
Если кажется, что они хотят причинить нам вред, нужно рассматривать это как возможность очистить наши собственные омрачения. Все нездоровье и препятствия, болезни тела и страдания ума можно использовать как путь, если мы просто увидим их как проявление мудрости нашего Гуру. Таким способом мы сможем очистить нашу негативную карму, а также страдание, которое она порождает. Если мы придерживаемся данного отношения, такие негативные силы не смогут создать никаких реальных препятствий. Но если вместо этого мы станем воспринимать их как врагов, думая о том, что должны уничтожить их, то лишь ухудшим ситуацию.
В наши дни, вследствие [влияния] необузданных и блуждающих мыслей, многие люди испытывают различные виды негативных волнений, являющихся просто порождением их собственного ума. Если бы вместо того, чтобы неправильно истолковывать их как внешние влияния, они узнавали бы такие переживания как дары Гуру, которые могут помочь им продвигаться на пути, и молили бы Гуру с однонаправленным сосредоточением, порождая великое сострадание по отношению к воспринимаемым ими демонам, то люди были бы защищены от любого вреда.
Если нас беспокоят переживания с подобными негативными энергиями, мы должны исследовать природу их кажущегося существования. Нам нужно определить, есть ли в них что-нибудь конкретное или материальное - то, что можно схватить руками или ударить палкой. Если такие негативные энергии существуют, тогда где они находятся, откуда они возникают, и какие причины и условия позволили им возникнуть? Проводя мысленно такой анализ, мы должны с однонаправленной концентрацией повторять Ваджра Гуру Мантру, думая: "Пусть благодаря состраданию Гуру Ринпоче эти духи встретятся только с добродетельными и благотворными Учениями, и пусть они не причинят вреда ни себе, ни другим. Пусть в их сердцах зародится драгоценная Бодхичитта".
Особенно полезно объединять восприятие этих духов, наш собственный ум и просветленный ум Гуру Ринпоче в ум, обладающий великим состраданием. Когда мы поймем, что все явления представляют собой проявление мудрости Гуру, исчезнет даже слово "препятствие".
Дилго Кхьенце Ринпоче