Есть три вида преданности: рациональная преданность, нерациональная преданность и преданность за пределами рациональности и нерациональности.
Сараха, гуру великого Нагарджуны, определил преданность как веру в причину, условие и результат - веру в природу, игру и спектакль кармы. Такой вид преданности - это рациональная преданность. Тогда как иррациональная преданность не основывается на логике. Это как верить во всемогущего, истинно существующего Бога, или что луна заговорит с вами; или не верить в то, что существует что-либо лишь потому, что вы не видели этого или не слышали об этом, или потому, что оно не существует в пространстве вашего ума или не может быть доказано.
Само собой разумеется, нам следует избегать нерациональной преданности. Но в тантре, в конечном итоге, мы также должны выйти за пределы рациональной преданности, потому что в тантре основа рациональности очень узкая и субъективная и всегда коренится в предположениях. Невообразимо сложно развить преданность, которая выходит за пределы рациональности и нерациональности, особенно в наши дни, в современном обществе, где рационализм приветствуется, восхваляется и поощряется. Но в ваджраяне дела обстоят так: покуда наша преданность ограничена логикой и здравым смыслом, у нас всегда будут предпочтения и мы прекрасно обоснуем своё бегство от преданности.
Дзонгсар Кхьенце Ринпоче