Если вы собираетесь развиваться, нет смысла лелеять в себе мысль о жёстком контролировании вашим сознанием самого себя. Быть себе одновременно полицейским и поднадзорным - это идея насильственная изначально и порождена сознанием, привыкшим к насилию.
Некоторые учёные, такие, как Келзер Кеннет, считают, что раздувание эго - это "первая ступень стремительного расширения сознания, которое приходит на помощь человеку, только что пережившему важную перемену или большое достижение". Смотреть на это жёстко и непримиримо - это отражение нашей непримиримости и агрессивности вообще, это тупик. "В какой-то момент, - пишет Кеннет, - я стал подумывать, что в подобных эмоциональных реакциях должна быть заключена какая-то мудрость и цель - уж больно они универсальны". Это ключевое. Дело в том, что рассматривать универсалии как негативные - это сущностная ошибка. Путь только один - пытаться ещё и ещё понимать.
"На этой стадии получатель благодати стремится сохранять уравновешенность, осознавая мгновения, когда он может потерпеть в этом полную неудачу и стать игрушкой собственных страстей. Кроме того, он признает, что лишь смутно понимает то, что недавно произошло в его жизни и прежде всего ищет более полного понимания этого исходного переживания. Он должен понять, что первое, быстрое раздувание эго может быть началом переживания куда большего роста - нужно только создать внутреннее пространство для такой возможности. Поэтому он должен «позволить» такому раздуванию произойти, не пытаясь его остановить или подавить и, прежде всего, не критикуя себя за это. Напротив, он ставит себе цель просто наблюдать за ним как можно более объективно и отстранённо, прислушиваясь к откликам наиболее близких людей. На этой стадии человек должен руководствоваться намерением упорно сопротивляться внутреннему натиску эйфории, чрезмерной гордости или стремления к величию, которые проистекают от первого взрыва чувств...
Таким образом человек ставит себе цель, с одной стороны, не опьянеть от раздувания эго, а с другой - не слишком его бояться". (тот же автор)
Это срединный путь - не терять трезвости, но и не отходить под власть страха по отношению к своим проявлениям, давать им проявляться. Для этого необходимо определённое мужество, и это не мужество со сжатыми зубами и напряжённым лицом)). Именно поэтому Учитель Дзогчен Лопон Тендзин Намдак говорил, что для практики трегчод нужно просто однажды и навсегда принять решение не пытаться изменять свои переживания. Чтобы распустить (трегчод) этот веник на лучины, нужно однажды перерезать связывающую их верёвку. Это не может произойти по прихоти, какому-то жёсткому волевому решению "теперь будет так, я сказал!")). Это может произойти только по определённому созреванию человеческого сознания, когда ты будешь способен и уже не будешь бояться увеличивать расстояние между "со-" и "-знанием".