Психологическая истина состоит в том, что каждый предмет осязания имеет потенциал, чтобы вызвать блаженство и удовлетворение. И когда наше сознание удовлетворено, тогда оно не блуждает.
Почему наше сознание порождает ложные представления и так сильно блуждает, когда мы занимаемся медитацией? Потому что мы неудовлетворённы; потому что у нас нет переживания блаженства, нет удовлетворения от осуществления, или цельности - полноты. Наш ум блуждает с воплями предвзятости: "Я не удовлетворён! Я голоден!". Весь этот психический вопль - симптом предвзятости.
Методы тантрической йоги показывают нам, что каждый объект в сфере пяти чувств может дать нам блаженное переживание, так что в любой момент, когда мы будем наслаждаться чувственным миром, мы будем обретать энергию блаженства.
Результатом этого будет возрастание концентрации. Поэтому так важно иметь переживание блаженства. ...Учение ламрим едва ли не заставляет нас чувствовать себя виноватыми за то, что мы переживаем блаженство. А теперь я говорю вам, что следует наслаждаться столько, сколько вы только способны, и иметь столько блаженных переживаний, сколько возможно.
Однако эти вещи не противоречат друг другу. Я говорю о переживании иного уровня.
Когда вы практикуете учения ламрим, ваш ум не имеет прозрения лхатонг (випашьяна). А тантра учит вас, как возвысить своё сознание над обычным типом чувственного восприятия, которое только производит всё больше и больше схватывания и заблуждения. Ваше сосредоточение позволяет вам производить все эти действия в пространстве недвойственности, распознавая их как преобразование блаженной мудрости.
Чем более блаженными переживаниями мы наслаждаемся с осознанностью, тем больше ваше психическое удовлетворение. Чем более вы удовлетворены, тем меньше предвзятых ложных представлений, тем меньше отвлекается и блуждает ваш ум, тем меньше вы смотрите вокруг: "А может быть я найду счастье там или здесь?".
Обычно ваш предвзятый ум подобен ветру, который сдувает листья бесцельно тут и там. Вы не знаете, куда вы идёте и почему - объекты ложных представлений возникают одним за другим, - и вам только остаётся иметь дело поэтапно с предвзятыми представлениями. Вы не можете остановить их мгновенно, как не можете, будучи в Нью-Йорке, мгновенно оказаться в Лос-Анжелесе. Вам остаётся принять реальность пространства и времени. То же самое относится к медитации. Вы не можете избавиться от предвзятых представлений за одно занятие, так что не тревожьтесь. Примите реальность. Это медитация.
...То, что вы видели, ваш опыт, не обязательно будут истинными. В действительности вера в то, что вы видели, заслоняет от вас истину. Когда у вас есть некоторая степень гибкости, вы понимаете так: "То, что я вижу, не так важно". Если вы верите, что относительная истина - единственная истина, тогда ваши галлюцинации тоже будут истинны, поскольку они производят на вас какое-то действие)). Или напротив - вы можете утверждать неистинность умственных видений, но утверждать при этом реальность того, что видите глазами. Я на это отвечу - и то, и другое существует одинаково, и то, и другое функционирует по отношению к вам)). До тех пор, пока вы не постигнете пустоту галлюцинации напрямую, не интеллектуально, она будет реальна для вас. То же - и в отношении окружающего мира. Без этого ваш ум будет пребывать в двойственности и предвзятости, не имея истинного блаженства постижения мира вокруг вас и в вас самих.
Из наставлений Еше Лодой Ринпоче