Вхождение в созерцание без фиксации. Простой метод

Feb 13, 2019 14:18

Меня как-то спросили про дыхание чудлен: "Можно ли его использовать в качестве общей практики введения в созерцание?" Наставления давал ещё в 80-х Намкай Норбу Ринпоче. Это очень простой способ объединения ума с пространством в присутствии. Я ответил, что нет, дескать, это именно для практики чудлен, но с некоторых пор стал использовать этот метод именно для общего развития))). Просто по болезни мне пришлось постоянно принимать чудлен, вот и привык))).

Напомню."Прежде всего, не приступая к дыхательным упражнениям, вы проверяете, концентрируете позицию своего тела так, как мы всегда это делаем. Чтобы поменять воздух, провентилировать легкие, сделайте несколько глубоких вдох-выдохов, а затем приступите к концентрации. К примеру, закройте глаза, теперь сконцентрируйтесь на том, что все, что представляет себя, всё видение, все вещи растворяются в пространстве, каждая материальная вещь растворяется или расплавляется в пространстве. И пространство это представляется для вас как синее, синева. Затем вы глубоко вдыхаете. Вам не нужно делать этот вдох через нос, как в Янтра-йоге, вы делаете вдох ртом. Очень глубоко вдыхаете и затем ненадолго задерживаете дыхание. Во время этого глубокого вдоха концентрируйтесь на пространстве, на этой открытости, на этом небе синего цвета. Оно входит в ваш рот. Затем, когда вы еще вдыхаете, пока вы еще задерживаете дыхание, воображаете, представляете, что все ваше тело заполнено синем пространством, которое вы впустили в себя. Но в любом случае, вам не следует зажиматься и удерживать дыхание надолго. Вы просто делаете это постольку, поскольку это удобно для ваших возможностей.

Затем выдыхаете и при выдохе можете выдыхать через ноздри, если пожелаете. Затем еще раз, в таком присутствии, с такой концентрацией вдыхаете. Вы это делаете, удерживая дыхание 3-4 или 5 раз".



Так получилось, что со временем это стало для меня практикой объединения внешнего и внутреннего йинга в присутствии. Также это хороший способ для вхождения в созерцание без фиксации. Вот что говорит о нём Намкай Норбу Ринпоче:

"В этой практике уже не используют ни букву А, ни какой бы то ни было объект в качестве опоры; вместо этого вы сосредоточиваете свой взгляд в пустом пространстве перед собой, объединяя взгляд, ум и дыхание, как при занятиях сосредоточением на букве А. Более не существует опоры для вашего взгляда, «мишени», чтобы прицелиться, но вы действуете так, как если бы она была.

В начале этой стадии важно не слишком сильно расслаблять внимание или тело, всё должно находиться под надлежащим контролем.

Хотя и не существует объекта, на котором нужно сосредоточивать взгляд, следует действовать так, как если бы он был, чтобы предотвратить внезапное и самопроизвольное умножение мыслей. Впоследствии вы также сможете начать постепенно ослаблять своё внимание. Поскольку умственное напряжение постепенно ослабевает, также ослабевает контроль над телом и дыханием; то есть все ваши напряжения расслабляются и мысли снова начинают возникать.

Вы должны сразу же, насколько это возможно, замечать момент, когда впали в отвлечение. Иногда может казаться, будто вы пребываете в состоянии покоя, тогда как в действительности отвлеклись. Так можно продолжать в течение долгого времени, не распознавая эту [ошибку]. Вы должны с большим старанием проявлять бдительность в отношении этого, поскольку для нас отвлечение является привычкой, оно подобно разрешению себе заснуть. В этом случае следует сделать какие-либо дыхательные упражнения. И прежде всего, не принуждайте себя слишком долго заниматься практикой.

Когда мы занимаемся вместе, в группе, нет возможности сделать перерыв, и вы вынуждены продолжать. С другой стороны, занимаясь практикой самостоятельно, после некоторого периода, скажем, трёх минут, можно сделать перерыв на минуту; пройтись, сделать глубокое дыхание, расслабить свой ум, коснуться чего-то, сделать что-либо, а затем возобновить свою практику. Так, постепенно, вы сможете делать свои занятия практикой всё более и более длительными".


Намкай Норбу Ринпоче, дзогчен, созерцание, пранаяма

Previous post Next post
Up