И это не сказка - это вполне недавняя история...

Sep 06, 2018 21:19



Аллауддин Хан, также известный как Баба Аллауддин Хан (1862 - 6 сентября 1972 года), был исполнителем на сароде и мультиинструменталистом (около 200 инструментов), композитором и одним из самых известных музыкальных учителей 20-го века в индийской классической музыке, основателе Майхар Сенья Гхараны. Эта история о том, как непросто найти своего Учителя, история о великой любви и преданности Музыке, вере в свое предназначение и упорстве в достижении цели.





Баба Аллауддин Хан

Этот рассказ прозвучал в беседе с Али Акбар Ханом об его отце, Ачарье (учителе) Бабе Аллаудине Хане, его стремлении к цели стать музыкантом, которое и привело к созданию Сеньи Бабы Аллауддина Гхараны из Майхара и Рампура. (Гхарана - это родословная или традиция.)
«До того, как мой отец убежал из дома в восемь лет, чтобы учиться музыке. Он отправился в Калькутту и брал уроки у многих учителей. В течение первых семи лет он обучался пению у Нуло Гопала. Затем у брата Свами Вивекананды, Хабудетты, два года учился игре на скрипке. Также мой отец начал обучение западной классической музыке с Лобо Прабху, который в то время был руководителем оркестра в Калькутте. С ним он изучал много разных западных инструментов, таких как кларнет и флейта, он продолжал игру на скрипке; с женой преподавателя изучал фортепиано.
Наконец он начал обучаться сароду у Устада Ахмеда Али Хана, жившего в Рампуре. Через три года Учитель сказал отцу: «Я научил тебя всему, что знаю», но мой отец хотел продолжать обучение дальше. Его Учитель рекомендовал Мухаммеда Вазира Хана, бывшего придворным музыкантом короля Рампура. В то время в Рампуре было более ста хороших музыкантов, но Ахмед Али Хан сказал моему отцу: «После Миан Тансена нет другого такого музыканта, который бы сравнился с Мухаммедом Вазиром Ханом. Иди туда и учись у него».
Поэтому мой отец отправился к Мухаммеду Вазиру Хану, но, к сожалению, сторож даже не позволил ему войти в ворота дома. Через пару лет отец отказался от надежды на обучение у Мухаммеда Вазира Хана. У него была лишь одна рупия в кармане. Каждые два-три дня он приходил в мечеть, чтобы получить хоть немного еды, которую раздавали там беднякам. Ему удалось сохранить эту рупию, и в отчаянии он купил на эти деньги яд, потому что решил закончить свою жизнь. Но, прежде чем принять яд, он отправился в мечеть на молитву.
Мулла в мечети знал моего отца, потому что он каждый день приходил на молитву. Он увидел, что мой отец сидит в грусти. Он подошел и спросил его: «Что с тобой случилось? Почему ты выглядишь таким грустным? ». Отец рассказал ему все о своей жизни и сказал: « Я купил этот яд, и я хочу убить себя ». Мулла сказал моему отцу: « Погоди убивать себя! Я напишу письмо королю, и, когда он отправится на вечернюю поездку из дворца, тебе нужно будет остановить коляску и отдать его это письмо». Затем священник описал все, что знал о моем отце: что он из Бенгалии, как он ушел из дома, когда ему было всего восемь лет, чтобы изучать музыку. Что ранее, когда он был в Калькутте, он научился пению и многим инструментам, таким как кларнет, скрипка, сарод, синай, барабаны, табла и панкавадж и многие другие инструменты. В завершение он написал королю, что мой отец убьет себя, если он не сможет учиться у музыканта короля, Мухаммеда Вазира Хана. Отец положил письмо в карман вместе с ядом и стал ожидать у ворот дворца. Он приходил туда ежедневно два или три месяца, но безуспешно.



Мохаммед Вазир Хан

Но однажды вечером ворота открылись, и король выехал со своей семьей, чтобы увидеть драму, которую написал Мохаммед Вазир Хан. Когда карета выехала за ворота, мой отец преградил ей путь. К нему подошли охранники короля, и он отдал им письмо муллы и яд, чтобы те передали все это королю. Король попросил своего секретаря прочитать письмо и увидел яд; он сразу же сказал охраннику, чтобы тот привел юношу к экипажу. Мой отец рассказал ему свою историю, и король решил отменить свои планы. Он отправил свою семью смотреть драму без него и привел моего отца во дворец. Король спросил его: «Где твои инструменты?». Мой отец сказал ему, что они все в том маленьком домике, где он жил. Из дворца была отправлена машина, чтобы привести их. Король попросил отца показать, чему он научился. Мой отец изучил 360 вокальных упражнений от Нуло Гопала, которые вначале он спел для короля. Затем он играл на кларнете, скрипке и сароде. Король остался доволен им и сказал: «Да, ты учился систематически и достиг отличных результатов. Хорошо! Я порекомендую тебя моему учителю».
Сразу же он послал слугу, чтобы привести Мухаммеда Вазир Хана во дворец. Король сказал ему: «Я уже прослушал мальчика. Он обучен правильно и очень талантлив, поэтому я прошу Вас сделать его учеником прямо сейчас». Мухаммед Вазир Хан согласился, и тотчас король приказал принести золото, одежду и все, что было необходимо в в те дни, чтобы провести церемонию посвящения в ученики. Мухаммед Вазир Хан последовал указаниям короля, сделал моего отца своим учеником, чтобы угодить королю, но когда вернулся домой, тотчас забыл о своем новом ученике.
После посвящения мой отец каждый день приходил в дом Учителя в шесть часов утра и оставался до десяти часов. Затем он снова возвращался еще на два часа. К этому времени ему разрешали войти во двор, но никогда не позвали пройти в комнату Учителя на урок. Между тем, когда родственники-музыканты Мухаммеда Вазира Хана услышали, что мой отец стал его учеником, они проявили к нему свое уважение и предложили ему пройти обучение у них. В Рампуре проживали десятки родственников Учителя, а также и другие музыканты. Отец учился у всех членов семьи, а также играл на скрипке с группой «Rampur». Он зарабатывал двенадцать - пятнадцать рупий в месяц, мог снять жилье, и оставалось немного денег, чтобы оплатить уроки. Он также готовил еду своим преподавателям, делал дела по дому, для того, чтобы продолжить учиться музыке. В течение нескольких лет все так и продолжалось: мой отец приходил в дом своего Учителя, чтобы получить урок, ожидал, а затем возвращался домой, и ни разу Учитель не вспомнил о нем.
Но однажды Мохаммед Вазир Хан получил телеграмму от старшего брата моего отца. Из него он узнал все о семейной жизни моего отца и о том, что он отказался от дома, лишь для того, чтобы изучать музыку и оставаться для этого в Рампуре. Моего отца женили на моей матери, когда он был совсем молод, но он оставил свою жену и убежал в брачную ночь. Теперь его жена попыталась убить себя, потому что ее семья хотела, чтобы она вышла замуж за другого человека. Все это было описано в телеграмме. После того, как Мохаммед Вазир Хан прочитал это, он понял, что пережил юноша в своей жизни, и насколько на самом деле он предан Учителю. Он немедленно позвонил своим сыновьям и спросил их, где тот бенгальский юноша. Они ответили, что он приходит в дом каждый день в течение многих лет. Он сказал: «Тогда почему Вы не позаботились о нем и не учили его?» В ответ они сказали: «Потому что ты никогда не говорил нам об этом». Он попросил своих сыновей, чтобы они привели моего отца в дом. Когда пришел мой отец, он расспросил его о его семье: отце, матери, братьях и так далее. Мой отец рассказал ему свою историю. Когда Мохаммед Вазир Хан спросил отца, женат ли он, тот смутился и опустил голову. Мухаммед Вазир Хан обнял его и сказал: «Сын мой, прости меня. Ты предан Богу. С сегодняшнего дня ты станешь моим четвертым сыном». Затем он позвал своих сыновей в комнату и сказал: «Вот ваш четвертый брат; относитесь к нему, как к своему единокровному брату.». Вслед за этим он стал учить моего отца всему, что знал сам. Во время обучения он никогда не позволял никому войти в комнату, даже своим сыновьям. Обучение продолжалось 33 года. Мухаммед Вазир Хан также приказал своим сыновьям научить отца всему, что они сами знали. Таким образом, мой отец был занят изучением музыки двенадцать или более часов в день.



Майхар Сенья Гхарана: Аашиш Кхан, Аллауддин Хан, Али Акбар Хан, Рави Шанкар

Прошли годы, все сыновья и его внуки Мухаммеда Вазир-хана покинули этот мир. Лишь мой отец остался носителем Гхараны Миян Тансена. Поскольку мой отец был принят Учителем в качестве его сына, и все сыновья и внуки Учителя умерли, он взял на себя обязанность продолжить традицию музыкального рода. Он добавил к учению свои собственные творения, а также все, что он узнал и исследовал, и развил свою собственную школу - Баба Аллауддин Гхарана, в которой я теперь Халифа (Старейшина). Мой долг - учить и следить за всеми учениками и учениками моего отца, а также моими собственными. Халифа похож на царя, который заботится и охраняет свои земли, людей и историю. Халифа должен быть правильно обучен музыке и быть принят знающими музыкантами. Для Халифы необходимы две вещи: полное знание музыки и быть старшим сыном в семье. Теперь прямую линию по крови продолжаем я, моя сестра (Аннапурна Деви), и мои дети, если они смогут правильно обучиться музыке ».
Али Акбар Хан

Индия, искусство быть живым, искусство, художник, музыка

Previous post Next post
Up