Осознать сущность ума во сне станет возможным только тогда, когда мы действительно привыкнем к осознаванию в бодрствующем состоянии. Мы уже попали в колесо двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения, корнем которого является неведение, фундаментальное незнание. Период глубокого сна - это второстепенный аспект неведения: настоящее же неведение - это незнание нашей основной природы. До тех пор, пока это неведение будет продолжаться, будут длиться и двенадцать звеньев. Вот почему не так легко осознавать во время глубокого сна; вначале нам нужно потрудиться в дневное время. Если вы можете осознать сущность ума в cocтoянии сна, вы абсолютно точно сможете выбраться из бардо. Для этого даже не требуется поcтoянного осознавания ригпа во сне. В тексте говорится: «Если вы сможете узнать соcтoяние недвойственного осознавания (ригпа) семь раз во время сна, нет сомнений в том, что вы освободитесь в бардо».
Обычное состояние, в котором мы не осознаём соcтoяние ригпа, называется «заблуждением». Соcтoяние сна именуется «двойным заблуждением». Этот тотальный сон неведения продолжается с безначальных жизней вплоть до этого момента. В ночное время мы испытывем двойное заблуждение, где одно заблуждение накладывается поверх другого. Разве не правда, что продолжительность недвойственного осознавания в действительности очень коротка и обрывается почти сразу же? В остальное время, то есть большую часть времени в бодрствующем состоянии, нас увлекает одна омрачённая мысль за другой, и каждая из них лишена знания о своей природе. Это и есть чёрное растворение заблуждающегося ума, которое продолжается днём и ночью. После того как вы упорно потренируетесь в дневное время снова и снова распознавать состояние недвойственного осознавания, вы сможете распознать его и в ночное время. Показателем же гарантированного успеха в бардо является семикратное осознавание в состоянии сна.
Могу дать вам один метод, с которого можно начать. Представляйте в своём сердечном центре красный четырёхлепестковыый лотос. Представьте, что ваш ум в форме слога Ах находится в центре этого цветка лотоса. Слог Ах сияет и излучает свет. Когда представляете это, в то же время осознавайте того, кто это визуализирует. Осознавайте то состояние ригпа, которое ваш гуру показал вам, и просто оставьте его так, как есть, в естестве, позволяя визуализации продолжаться. И в этом состоянии спокойно засыпайте. Успех не случится за одну ночь; нам нужно тренироваться в этом каждый вечер, перед тем как мы засыпаем. Когда засыпаете, поддерживайте визуализацию, поддерживайте её и в состоянии естественности ригпа.
В этом контексте свет слог Ах называется «проявленной светоносностью», а ригпа, которую вы осознаёте, именуется «пустотной светоносностью». Таким образом, проявление и пустотность пребывают в единстве. Такова светоносность ригпа.
Свет, который исходит, - яркий, лучезарно белый, как будто вы включили электрический свет. Поскольку в Тибете не было электричества, в пример приводили масляную лампу внутри сосуда. Это служило образом для проявленной светоносности. Белый свет - это проявленная светоносность, тогда как пустотная светоносность - это изначальная чистота пустотной сущности ума. Осознайте это. Объект, который вы до определённого момента держите в уме, - это яркий, белый слог Ах, в то время как в осознавании этого слога нет фиксации. Просто засыпайте в этом состоянии. Когда вы засыпаете, используйте так называемую «позу спящего льва». Важно лежать на правом боку, потому что каналы, по которым движутся беспокоящие эмоции, в основном расположены в правой стороне тела. Чтобы подавить поток беспокоящих эмоций, нужно лежать на правом боку.
Когда мы придавливаем каналы, по которым идут потоки беспокоящих эмоций, у нас становится меньше концептуальных мыслей. Тот же принцип действует, когда вы прочищаете застоявшееся дыхание: разве вы не начинаете выдыхать с правой ноздри?
Физическое тело называют городом - городом иллюзорного тела. Это тело - большой город. В нём так много каналов, по которым движется множество ветров - тысячи и тысячи каналов, по которым в течение одного дня и ночи осуществляется двадцать одна тысяча шестьсот движений праны, или ветра. Существует восемьдесят четыре тысячи разных видов ментальных состояний, или беспокоящих эмоций. Такой огромный объём движения соответствует большому городу, не так ли? Сколько микроорганизмов живёт в одном теле? Их невозможно сосчитать. Каждый из них - чувствующее существо, поэтому тело действительно подобно большому городу. Иллюзорный город физического тела похож на Катманду!
Когда мы в основном практикуем осознавание сущности ума, те потоки, которые называются кармическими ветрами, означающие (или поддерживающие) концептуальное мышление, естественным образом трансформируются в прану мудрости. Нечистыe каналы естественным образом превращаются в каналы мудрости, а двойственный ум самопроизвольно становится изначальной пробуждённостью. Обычно это описывается как растворение ветров в центральном канале. Весьма внушительное количество ветров, которые движутся в разных каналах, входят и полностью растворяются в центральном канале.
Тулку Ургьен Ринпоче, "Так, как есть"