Обладающее формой воплощённое существо называется Марой скандх. Внешние опасности проявляются как Мара-сын небожителя. Привязанности - это Мара клеш (страстей). Заблуждающийся ум - это Мара смерти. Считать веши, которыми владеешь, необходимыми - тоже мара, потому что это не что иное, как угождение богу богатства в форме Якши. Недостаток шуньяты свидетельствует о демоническом воззрении. Неблагое отвлечение, рассеянность, свидетельствует о демонической практике. Внесение собственного недопонимания в действие говорит о Маре поведения. Желание обрести что-либо говорит о демоническом пути к цели. Даже небольшое чувство превосходства - это Мара учения. Расстройства и возбуждение жизненной энергии и её каналов говорят о том, что использование внутренней энергии стало демоническим. Подмена опыта философией свидетельствует о том, что демоническим стало само учение. Принятие обетов, которые не можешь соблюдать, указывает на Мару клятвы. Наслаждение обществом - это Мара развлечений. Общение со злыми людьми говорит о том, что дружба стала демонической. Наличие сомнений об этом указывает на то, что демоническим стало медитативное переживание. Отказ от полезных методов говорит о том, что мара овладел способностью различения.
Непонимание собственного ума проявляется как мара. Знать, что это так, и есть защита. Непосредственное мгновенное распознавание в момент появления есть способ осуществления защиты.
Искать лекарство от страха где-либо ещё - значит никогда не найти его.
Бодхичитту невозможно объективизировать, она свободна от двух ограничивающих условий (отрицания и утверждения, бытия и небытия - прим.). В вечно юном осознании, которое не является ни субъектом, ни объектом, всё, что может быть пережито, едино в Чистом и Полном Присутствии.
В бескачественном бытии переживание всегда имеет один и тот же вкус. Это нерождённое состояние практикующий пьёт, как нектар. Разрушая навеянное марами воззрение о конкретизации вещей, мы свободны на этом великом пути бодхичитты как от конкретизации, так и от недостаточности шуньяты. Бодхичитту нельзя пометить никаким ярлыком. Когда выделяешь характеристику - это работа ума; бодхичитта лежит вне ума.
Поэтому практикующего уже не преследуют суждения как о бытии, так и о небытии. В этом подлинном состоянии Чистого и Полного Присутствия вы не переоцениваете реальность, утверждая, что она существует, и не недооцениваете, утверждая: она не существует. Поэтому бодхичитта - вне ограничивающих концепций этернализма и нигилизма. Это основа и поддержка для действия сил четырёх элементов. Когда уму и его физиологической поддержке не позволено двигаться, куда им угодно, тогда тонкая энергия, которая лежит в основе разделения реальности на внутреннюю и внешнюю, перестаёт существовать. Когда эта тонкая энергия угасает, ничто двойственное уже не может появиться.
Тантра устных наставлений Шри Сингхи