Майявада и шуньявада были методами, предложенными принципиально для разных целей. Если шуньявада - метод для дискуссий, и потому довольно странно, что впоследствии его попытались приспособить для созерцания, то майявада - именно для установления созерцания. Вот почему шуньявада, будучи не приспособленной к неконцептуальному созерцанию, привела гелугпинцев к аналитическим медитациям и их необычайному возвеличению как метода. Хотя именно взгляд майявады позволяет созерцать по-настоящему, а не умствовать. Созерцать игру майи, включать во взгляд энергию и, таким образом, интегрировать тело, речь и ум, то есть практиковать тантру. В то время как попытавшиеся приспособить исключительно концептуальный апофатический взгляд шуньявады (не то, не то) к тантре потерпели, в сущности, поражение. И было много раз отмечено в истории, как практик проповедовал нецелесообразную для истинного созерцания шуньяваду, а сам в личной практике исповедовал положительный взгляд майявады. Потому что это естественный ход событий. Концептуальная пустотность - всего лишь упражнение дискутанта. Меж тем как йога, налджор, это объединение, интеграция, включение, признание, положительное движение всего сознания в целом. Пустотность как переживание, а это именно переживание, возникает в числе многих других переживаний. Но суть реализации - за пределами переживаний.