Пусть созерцатели и осуществят джнянасаттв, но овеществляя их, они по-настоящему джнянасаттв не постигнут и останутся мирскими, - как не исцелиться отравой. Это (овеществление) бывает оттого, что пустотность не постигнута.
Не забив гвоздь непреложного просветлённого воззрения,
пусть и осуществите Великого Великолепного,
вы останетесь обыкновенным и,
не обретя высшие сиддхи, опуститесь до рудры.
В старину сын богов спросил Манджушри, откуда взялся физический мир, его разумные обитатели, гора Меру, Солнце и Луна, и тот ответил, что они возникли из мыслей единственного живущего. Тогда сын богов спросил, как же они могут возникнуть лишь из мыслей. В ответ тот рассказал стародавнюю притчу о старухе из Бенареса, которая в юности представляла своё тело тигрицей, а когда повзрослела, тело у неё и впрямь обернулось тигрицей, и она загрызла многих в городе. И, как он подытожил, если с безначальных времён что-либо овеществлять, сие непременно и случится.
Это показывает необходимость знать, как именно все явления пустотны.
Но если пустотность постигнута, нет необходимости воспитывать сострадание как-то иначе. Однако в наши дни большинство людей говорят, что, пусть и постигнута пустотность, сострадание всё же нужно развивать другими искусными средствами. Это всё равно что сидеть у огня и мечтать о другом тепле. Для йогина, постигшего пустотность, нет разницы между предметом сострадания и тем, кто сострадает, поскольку такой человек поднялся к великой открытости, свободной от предмета. И потому такой йогин переживает окончательную бодхичитту. Залатывать твердыню собственных недр иными мыслями - всё равно что буддам уповать на живущих, и потому сие искусное средство крайне ограничено.
Что до учений Будды, ни одно из них - не окончательное слово.
"Сад наслаждения удачливых", Сера Кхандро, комментарии на учения Херуки Дуджома Лингпы