На уровне отречения: Мы переоцениваем или недооцениваем своё намерение и свою настоящую ситуацию. Мне кажется, что моё и предыдущие поколения больше всё это именно переоценивали. Поэтому прежде всего начинали менять уклад жизни, привычки, даже профессии, а некоторые меняли при этом друзей или даже разводились со своими супругами)). В этом сквозило нетерпение в желании плодов, которые должны были проявляться, ведь это практично, а иначе зачем это всё?)) То есть в переоценке сил сквозила зацепленность за результат. Но, как ни странно, те редкие, кто действительно из преданности (всё-таки!) радикально изменял свою жизнь, добились результатов в практике, жизнь это подтвердила. Те, кто был намного менее решителен, провели 25-30 лет без особенных плодов. Потому что несравненно важнее оказалась преданность, нежели неизбежные при развитии перегибы. Нынешние, более молодые поколения склонны скорее к недооценке собственных сил. Мне так кажется)). Чем это обернётся для них, они увидят через четверть века)).
Но в любом случае нужно наблюдать за главным свидетелем, как говорил Джово Атиша, - за изменением себя и углублением понимания себя самого прежде всего. Например, есть 10 благих и 10 неблагих проявлений на уровне тела, речи и ума для мирян-буддистов. Вряд ли вы сможете чисто этому следовать, если не понимаете, почему вы следуете одному и не можете следовать другому. А понять это можно, только наблюдая себя, свой ум, с которого всё начинается. Пытаться следовать каким-то правилам и заповедям внешним образом - значит игнорировать свой ум, своё состояние. Даже "практики тантры" частенько так делают)). Это безусловно путь к внутреннему конфликту с самим собой, и только. Это не будет практикой Дхармы. А настоящее проявление отречения - это когда в вас естественным образом отпадёт тяга к тому, от чего сейчас вы отказываетесь намеренно.
На уровне мотивации помочь другим: Стремление сразу изменить чужое настроение, ситуацию, жизнь)). Характерный признак - если это не получается, проявляется равнодушие, не хватает терпения, которое даётся только с развитием равностности. Появляется склонность обвинять тех, кто не столь удачлив и благополучен, как ты. В целом, это результат непонимания - переоценки себя и недооценки другого существа. Также характерный признак - активизация цепляния и отвращения.
На уровне воззрения и мудрости: Хотя мы и понимаем "про пустоту", но, как правило, мы переоцениваем своё понимание и недооцениваем глубину реальности. Это потому что, даже если мы переживаем иногда пустоту как состояние, это не является истинным созерцанием, которое должно быть не только неизменным, но и всеохватным, оно не должно исключать никакие стороны бытия. Но переживания пустоты (как и всего вообще) приходят и уходят, не меняя нас на самом деле в нашей глубине, что легко проверить в житейских ситуациях. Поэтому наше понимание мудрости остаётся по большей части интеллектуальным, а не связано с самой мудростью)).
Во всём этом стоит всегда понимать одну важную вещь - гораздо полезнее научиться использовать собственные cклонности и состояния, нежели пытаться переделать себя. Всегда пробуйте оценивать, что сильнее в каждом случае - ваши способности или ваш характер? Это элементарный пример. Используйте то, что в данном случае сильнее способствует результату, не пытаясь сравнивать себя с другими. Может не хватать интеллектуальной развитости, но есть чистые, яркие чувства - используйте их! Проявите преданность и упорство, а для развития интеллекта можно копить причины, как это делал один из учителей Намкая Норбу Ринпоче в предыдущем перерождении - он, имея интеллектуальные затруднения в учёбе, просто каждое утро читал коренную тантру "Арья Манджушри нама самгити", и в следующей жизни уже обладал невероятными способностями в познании. Чего и вам желаю!))