Мемуары Великой княгини Ольги. Продолжение...

Nov 11, 2017 16:37

Причины и последствия Ходынской катастрофы

- Что на самом деле послужило причиной несчастья, никто не знал. Одни говорили одно, другие - другое. Полагают, что кто-то пустил слух, будто подарков всем не достанется. Как бы то ни было, люди, ближе остальных стоявшие к оцеплению, двинулись к помостам. Казаки попытались остановить их, но что может сделать горстка людей перед напором полумиллионной толпы?

В то время существовала добрая традиция - в дни коронации императора раздавать памятные сувениры и подарки крестьянам. Как и при коронации Александра III раздача подарков состоялась на Ходынском поле.

Приехав тысячами, крестьяне отправились на это поле, чтобы получить сувенир - эмалированную кружку, наполненную конфетами, и бесплатный завтрак, как гости Императора, чтобы остальную часть дня провести на Ходынском поле в танцах и пении. В центре поля находились деревянные помосты, на которых были сложены горы ярких кружек с гербами. За порядком наблюдали сотня казаков и несколько десятков полицейских.

«Ходынка». Маковский Владимир Егорович. 1899 г.
В считанные минуты первое робкое движение превратилось в стремительный бег массы обезумевших людей. Задние ряды напирали на передних с такой силой, что те падали, и их затаптывали насмерть. Точное количество жертв катастрофы неизвестно, но оно насчитывало тысячи.

В своей книге «Царствование Императора Николая II» С.С.Ольденбург отмечает, что «погибших на месте и умерших в ближайшие дни оказалось 1282 человека, раненых - несколько сот».


Московские власти действовали неумело, как, впрочем, и чиновники двора. Выехав за ворота города, мы увидели, что навстречу нам приближается вереница повозок. Сверху они были покрыты кусками брезента, и можно было видеть много покачивающихся рук. Сначала я было подумала, что люди машут нам руками. Вдруг сердце у меня остановилось. Мне стало дурно. Однако я продолжала смотреть на повозки. Они везли мертвецов - изуродованных до неузнаваемости.

Катастрофа привела москвичей в уныние. Она имела много последствий. Враги Царской власти использовали ее в целях пропаганды. Во всем винили полицию. Винили также администрацию больниц и городскую управу.

Многие разногласия, существовавшие среди членов Императорской фамилии, стали достоянием гласности. Молодые Великие князья, в частности, Сандро, муж моей сестры Ксении, возложили вину за случившуюся трагедию на дядю Сержа, военного губернатора Москвы. Мне казалось, что мои кузены были к нему несправедливы. Более того, дядя Серж сам был в таком отчаянии и готов был тотчас же подать в отставку. Однако Ники не принял его отставки.
Своими попытками свалить вину на одного лишь человека, да еще своего же сородича, мои кузены, по существу, поставили под удар все семейство, причем именно тогда, когда необходимо было единство. После того, как Ники отказался отправить в отставку дядю Сержа, они набросились на него.

Русские социалисты, укрывшиеся в то время в Швейцарии, обвинили Императора в равнодушии к страданиям своих подданных, поскольку вечером того же дня Государь и Императрица отправились на бал, который давал французский посол маркиз де Монтебелло.

- Я знаю наверняка, что ни один из них не хотел идти к маркизу. Сделано это было лишь под мощным нажимом со стороны его советников. Дело в том, что французское правительство истратило огромные средства на прием, и приложило много трудов. Из Версаля и Фонтенебло привезли для украшения бала бесценные гобелены и серебряную посуду. С юга Франции доставили сто тысяч роз. Министры Ники настаивали на том, чтобы Императорская чета отправилась на прием, чтобы выразить свои дружественные чувства по отношению к Франции.
Я знаю, что Ники и Алики весь день посещали раненых в больницах. Так же поступили Мама, тетя Элла, жена дяди Сержа, а также несколько других дам.
Много ли людей знает или желает знать, что Ники потратил многие тысячи рублей в качестве пособий семьям убитых и пострадавших в Ходынской катастрофе? Позднее я узнала от него, что сделать это было в то время нелегко: он не желал обременять Государственное казначейство, и оплатил все расходы по проведению коронационных торжеств из собственных средств. Сделал он это так ненавязчиво, незаметно, что никто из нас - за исключением, разумеется, Алики - не знал об этом.

***
Почему отец доверил корону Николаю, а не Георгию.

Императрица Мария Федоровна и великий князь Георгий Александрович . Абастуман, Кавказ
Со слов княгини Ольги, роль императора подходила больше всего Георгию - младшему брату Николая. Он обладал всеми необходимыми качествами, способностями и умением быть настоящим, сильным царем, но перед смертью Александр III подозвал к себе старшего сына, Николая. Георгий в это время находился на лечении, на Кавказе. Он был смертельно болен туберкулезом. Он переживет отца всего на шесть лет.
Жорж не должен был умереть. С самого начала доктора проявили свою некомпетентность. Они то и дело посылали его с одного курорта на другой. Они не желали признавать, что у него туберкулез. То и дело они заявляли, что у Жоржа «слабая грудь».

Георгия нашла крестьянка. Он лежал на обочине дороги рядом с перевернувшимся мотоциклом. Умер он у нее на руках. Изо рта у него текла кровь, он кашлял и задыхался. Женщина, принадлежавшая к религиозной секте «молокан», была доставлена в Петергоф, где поведала убитой горем Императрице-Матери о последних мучительных минутах жизни ее любимого сына.

Относительно кончины Великого князя по России ходили самые зловещие слухи, но Великая княгиня была уверена, что смерть его была вызвана легочным кровоизлиянием, вызванным тряской при езде на мотоцикле, кататься на котором ему было строго запрещено.

***
Телохранитель - разбойник

Романовы любили отдыхать на Кавказе. Здесь Царская семья освобождалась от тревог, ведя беззаботную деревенскую жизнь. Но неподалеку находилась Турецкая граница, и кругом полно было разбойников. Охраняли семью в основном кавказцы. Все они были вооружены, и всякий раз, как Вдовствующая Императрица покидала дворец, ее сопровождал телохранитель из числа кавказцев. Среди них, по словам Великой княгини, был Омар - поразительно красивый и сильный горец с горящими черными глазами, любимец императрицы.

- Каждый раз Мама расспрашивала его про разбойников и шутливо замечала: «Омар, когда я смотрю вам в глаза, то я думаю, что вы наверняка и сами были когда-то разбойником!» Омар избегал глядеть на нее и отвечал отрицательно. Однако однажды он не выдержал. Упав на колени, он признался, что в самом деле был прежде разбойником и стал умолять Мама о прощении. Мама не только даровала ему прощение, но включила его в число своих постоянных телохранителей. С того времени Омар стал сопровождать ее повсюду, словно прирученный.

Представляю себе, какой шум устроили бы в Петербурге, если бы узнали, что один из телохранителей Императрицы когда-то был обыкновенным разбойником с большой дороги!

***
Мое замужество - обман!

Петр Александрович Ольденбургский с княгиней Ольгой Александровой
В мае 1901 года население страны узнало о помолвке Великой княжны Ольги Александровны с принцем Петром Ольденбургским.

Новость потрясла Санкт-Петербург и Москву. Никто не поверил, что предстоящий брак основан на взаимной любви. Ольге было девятнадцать лет, принц Ольденбургский был на четырнадцать лет старше, и всему Петербургу было известно, что он не проявляет особого интереса к женщинам. Родители принца Ольденбургского, в частности, его честолюбивая мать, принцесса Евгения, которая была близкой подругой Марии Федоровны уговорила последнюю отдать свою дочь за ее сына. Это был брак по расчету. Ко всему прочему, отец принца был известным в российских кругах борцом с гомосексуализмом, и для его репутации этот брак был крайне необходим. О такой махинации юная Ольга, конечно же, не знала.

Ко всему прочему они были слишком разными. Он не любил живопись и музыку - находил их скучными занятиями. Все свое свободное время он уделял азартным играм и шумным мужским компаниям. Он не терпел животных, пешие прогулки и открытые окна. Днем он просиживал дома, ночью «выходил в свет». При все прочем, принц был военным, флигель-адъютантом, позднее генерал-майором. Когда же он успевал служить?

- Сказать вам откровенно, меня обманом вовлекли в эту историю, - заявила Великая княгиня. - Меня пригласили на вечер к Воронцовым. Помню, мне не хотелось ехать туда, но я решила, что отказываться неразумно. Едва я приехала к ним в особняк, как меня повели наверх, в гостиную. Затем за мной закрылась дверь. Представьте себе мое изумление, когда я увидела в гостиной кузена Петра. Он стоял словно опущенный в воду. Не помню, что я сказала. Помню только, что он не смотрел на меня. Он, запинаясь, сделал мне предложение. Я так опешила, что смогла ответить одно: «Благодарю вас». Тут дверь открылась, влетела графиня Воронцова, обняла меня и воскликнула: «Мои лучшие пожелания». Что было потом, уж и не помню. Вечером в Аничковом дворце я пошла в комнаты брата Михаила, и мы оба заплакали.

Бракосочетание состоялось в конце июля 1901 года, «на скорую руку». Это была одна из самых невеселых и скучных свадеб в истории царского дома Романовых. После того, как новобрачная переоделась, супруги поехали в Санкт-Петербург, во дворец принца Ольденбургского. Первую ночь Великая княгиня провела одна. Наплакавшись вдоволь, она уснула. Принц Петр отправился к своим старым приятелям в клуб, откуда вернулся под утро.

- Мы прожили с ним под одной крышей почти пятнадцать лет, - откровенно заявила Ольга Александровна, - но так и не стали мужем и женой.
Мать принца нередко щедро одаривала невестку. Она подарила Ольге колье из двадцати пяти бриллиантов, размером в миндалину каждый, рубиновую тиару, которую некогда подарил Наполеон Императрице Жозефине, и сказочной красоты сапфировое колье.

- Колье было таким тяжелым, что я не могла его долго носить. Обычно я прятала его в сумочку и надевала перед появлением в обществе, чтобы не страдать лишние минуты… После того, как в 1916 году мой брак был признан недействительным, я вернула все драгоценности семье принца Ольденбургского. Я была особенно рада тому, что так поступила, узнав, что принц Петр и его мать жили вполне сносно на средства от продажи драгоценностей, вывезенных ими из России после революции.

Медового месяца у княгини не было. От одиночества и депрессии у нее стали выпадать волосы, и в конце концов ей пришлось заказать парик, который она проносила около двух лет, пока не восстановилось здоровье и не отрасли собственные волосы.
Мое сердце было свободным, - с уверенностью рассказывала княгиня, - но я была связана узами брака с человеком, для которого я была всего лишь носительницей Императорской фамилии. Мой муж жил своей жизнью, он никогда не вмешивался в мои дела, и не помогал ни в чем. Вместе мы почти никогда не появлялись.

***
Previous post Next post
Up