Преданность быстро пробивает дискурсивное мышление. Это порог, за которым открывается дворец недвойственности, неотделимости. Когда вы реализуете постоянно изливающиеся благословения, это миг Дзогчена, нет другого мига, инициации или Учения.
Ньошул Кхенпо Ринпоче
Из «Сокровища драгоценных качеств» Лонгчен Еше Дордже и Джигме Лингпы:
У хороших учеников непоколебимые умы, и, как Палгье Еше, они служат учителю и Дхарме без заботы о жизни и смерти. Как Чжецун Мила, они делают все, что говорит их учитель, не обращая внимания на собственный комфорт. Ученики, подобные этим, освобождаются просто своей преданностью.
Хорошие ученики должны быть (1) такими, как дети с хорошим поведением, зная, как угодить своему учителю и как избежать его недовольства. (2) Даже если их учитель ругает их строго и часто, по мере необходимости ученики должны вести себя, как умные лошади, и сдерживать свой гнев. (3) Чтобы достичь цели своего учителя, ученики должны быть похожи на лодки, плавающие вперед и назад без усталости. (4) Как мост, они должны уметь выдерживать любые обстоятельства - хорошие или плохие, счастье или страдание, похвалу или вину. (5) Ученики должны быть как слуги, они должны быть послушными и тщательными в выполнении инструкций своих учителей. (7) Они должны уважительно относиться к своим учителям и сангхе со смирением уличной уборщицы. (8) Они должны размышлять над своими собственными недостатками и избегать всякого высокомерия, как старый бык, чьи рога сломаны и кто занимает последнее место в стаде. В Бодхисаттва-питаке говорится, что если ученики действуют таким образом, они будут правильно полагаться на своего учителя.
Служение телом и речью считается низким и средним. Третий и лучший способ служить учителю - воплотить учения на практике.
Духовные мастера уже достигли своей собственной цели. Теперь их задача - трудиться ради других. Важно понимать, что их различные виды деятельности отображаются в соответствии с наклонностями и чувствами разных существ и являются немыслимой деятельностью просвещенных видов деятельности. Принимая это во внимание, следует воздержаться от неправильного толкования их. Сиддхи Индии, такие как Сараха, по большей части казались социальными изгоями. Они приняли образ жизни, который их условно дискредитировал, и они жили без забот о чистоте или нечистоте, получая средства к существованию в качестве лиц низшей касты или как «грешные» охотники и рыбаки, живущие самым скромным образом. Но, поскольку их умы были втайне (от других), их действия никогда не были ошибочными.
Если духовные мастера становятся, по-видимому, злыми и ругают своих учеников, издеваясь над ними, и ведут себя яростно, последние должны понимать, что какая-то вина готова проявиться в них, возможно, неправильная мысль или поведение, и что момент практиковать дисциплину пришёл. Разумные ученики, которые таким образом понимают основную мудрость и цель, лежащие в основе поведения их гуру, не попадут под власть демонических сил.