Из комментариев Картара Ринпоче на "Горную дхарму". Может оказаться полезным...

Jul 20, 2017 23:27



Ринпоче: Похоже, подлинный опыт осознанного сновидения возникает в основном благодаря вашему отношению в течение дня в состоянии бодрствования. Если вы относитесь ко всем проявлениям как к иллюзорным и подобным сну, тогда, скорее всего, данное отношение возникнет в состоянии сна, что послужит причиной для сомнения в реальности происходящего с вами во сне, в результат все это может способствовать осознанию того, что вы спите. Мы можем так утверждать, потому что, в общем случае, всё, о чем вы думаете или на чем фиксируетесь, во время дня проявится во время снов. Дальнейшее развитие практики осознанного сновидения и определеные методы для развития и работы с данным состоянием являются частью тренировки йогинов.

Всё, что я могу сказать, это то, что основная тренировка в работе с осознанными сновидениями состоит в развитии равностности к проявлениям сна. Как только вы распознали, что вы спите, у вас нет надежд и страхов относительно того, что возникает во сне...

Ученик: Ринпоче, вы сказали, что практик, использующий осознанные сновидения, может обрести реализацию в бардо. Возможно ли такое развить и должен ли практикующий стараться это развить?

Ринпоче: Распознание состояния сна способствует распознанию бардо таким образом, как это описано в тексте, и в идеале мы должны практиковать осознанные сновидения согласно данной традиции. Но в данный момент стараться применять осознанные сновидения будет подобно бросанию стрелы рукой в надежде, что она попадет в цель. В нашей традиции говориться, что, чтобы такое практиковать, надо начинать с полноценной практики йидама в ритрите, после чего практиковать туммо, а потом иллюзорное тело. На фундаменте из данных практик вы можете начать применять практику снов. Без такого фундамента выполнение практики снов будет подобно попытке пустить стрелу, не имея лука.

Если, обладая данным фундаментом, кто-то начнет применять практику осознанных сновидений, то, конечно, это будет очень полезно, но главное это развитие практики медитации на божестве. Это является главной подготовкой к бардо: вы растворяете ощущение плоти и крови, вашего плотного тела в пустоту, а потом визуализируете себя в виде божества, которое воспринимается отчетливо и ясно, но не субстанционально. Если вы достаточно приучите себя к этому образу, то когда в бардо перед вами проявятся мирные и гневные божества, вы распознаете в них божеств и не воспримите их как имеющих субстанцию. Вы распознаете, что они сотканы из света, потому что вы приучили себя к этому. Также вы распознаете, что они являются чистыми видениями природы вашего ума. И благодаря преимущественно этому распознанию вы сможете достичь освобождения в бардо.

Ученик: Когда мы интенсивно занимаемся практикой, то иногда может приснится сон о каком-то человеке, которого мы не очень хорошо знаем. Во время сна мы можем увидеть, что с ним будет происходить, причем позже в обычной жизни, в состоянии бодрствования это действительно с ним происходит. Есть ли какая-то причина, по которой мы увидели это во время сна?

Ринпоче: Такие сны снятся не всем. Согласно традиционному объяснению это происходит, потому что такие люди имеют определенное телосложение, определенную разновидность каналов. Их каналы иногда позволяют ясности их ума отражать будущие события. Отражение будущих событий в сознании человека, само по себе, не считается чем-то особенным. Единственное, что может быть особенным здесь, так это то, что каналы такого человека, скорее всего, более чувствительны, а это может быть полезным для них в некоторых контекстах.

Но даже для людей, у которых такое происходит, это случается время от времени, а не постоянно. Соответственно, это не является надежным, потому что вы не можете сказать, является ли данный конкретный сон отражением будущих событий или это просто сон. Кроме того, вы не можете это контролировать, то есть отразить будущие события по собственному желанию. Вы не можете создать образ будущего события, это просто происходит тогда, когда оно происходит, но даже это случается очень редко. Поэтому такая особенность сама по себе не считается ни плохой, ни хорошей. Единственное, что хорошего мы можем сказать об этом, так это то, что у такого человека чувствительные каналы. Соответственно, такие люди могут быть более восприимчивы к определенным видам практик, тем не менее, и насчет этого нет никаких гарантий.

Ученик: Обычно, когда мы спим, сон кажется очень реальным, пока мы не проснемся. В детстве я просыпался от снов, которые казались очень реальными, и задумывался не является ли состояние бодрствования тоже сном. Как мы можем знать, что мы не спим прямо сейчас?

Ринпоче: В этом нет никакой проблемы. Когда человек действительно обрел опыт в практике снов, он использует опыт распознания иллюзорной природы снов для распознания иллюзорной природы явлений в состоянии бодрствования (например, их непостоянтсво). В вашем случае, если вы задумываетесь об реальности состояния бодрствования после того, как проснулся ото сна, то вы можете использовать это для напоминания себе о иллюзорной природе явлений состояния бодрствования. Это может вам помочь или не помочь, но это определенно вам не навредит.

Ученик: Если во сне человек оказался в очень негативной ситуации, например, в измерении демонов, можно ли использовать данное понимание как опору для практики? Если вам снится, что вы в измерении демонов и вы получаете от них какое-то предсказание, то можно ли его использовать, если оно не приведет вас к неблагим ситуациям?

Ринпоче: Предсказание демонов не приведет к освобождению. По определению, демоны не могут привести вас на путь пробуждения, поэтому в их предсказании не может быть какой-либо абсолютной пользы. Лучшее, что вы сможете получить от предсказания демонов или от опыта контакта с ними, это, возможно, указание, что вы можете сделать, чтобы временно улучшить ваши условия.

В общем случае, я не думаю что следование советам демонов является очень хорошей идеей. Единственное, что может быть в этом полезного, учитывая содержание вашего сна, если это напомнит вам о непостоянстве и вы извлекете из этого какой-то урок для себя.

Если кто-то видит демонов во сне, то, в большинстве случаев, такой человек не видит что-то внешнее. Особенно во сне, возникающие явления являются всего-лишь образами порожденными вашими мыслями. Вам не следует предполагать, что когда вам снятся демоны, вы действительно контактируете с внешними существами. Возможно, вы действительно контактируете, но это маловероятно. Тем не менее, если предположить, что видимое вами во сне не просто ваша мысль, а действительно является внешним существом, то, чтобы определить, является ли это демоном или защитником, нужно ответить ему сочувствием. Если видимое вами является защитником, то после порождения вами сочувствия он мгновенно станет очень дружелюбным. Если же это был демон, то после порождения вами сочувствия он, скорее всего, просто исчезнет. Главное, что вы должны запомнить, это то, что большинство видимого вами во сне является всего лишь вашим воображением.

Ученик: Полезно ли в бардо, между состояниями бодрствованя и сна, развивать медитативное состояние ума?

Ринпоче: Если вы сможете это выполнить, тогда это будет полезным, хотя нет никакой гарантии, что вы сможете распознать это состояние. Описываемое вами является аспектом практики ясного света, и, как я говорил ранее в ответ на вопрос об осознанных сновидениях, каждая из данных практик полагается и опирается на практику предыдущих, поэтому их нельзя брать вне контекста. Необходимо начинать с полноценной практики йидама, на основе чего практиковать туммо, на основе которого практиковать иллюзорное тело, на основе которого выполнять практику снов, на основе которой делается практика ясного света. Их нельзя брать вне контекста, потому что каждая из них полагается на предыдущую.

В наши дни вся информация о практике изложена в книгах. Многие люди читают такие книги и пытаются сразу же делать такие практики. Я гарантирую вам, что вы не достигнете высших сиддх посредством игры с практиками, которые вы нашли в книгах. Возможно, вы достигнете некоторой разновидности мирских сиддх, но, скорее всего, данное мирское достижение будет всего лишь разновидностью забавы.

Ученик: Перед тем, как мы действительно встретим божество или обретем уверенность в махамудре, есть ли какие-либо определенные знаки, внешние или внутренние, что мы проникли в сознание-хранилище (алая-виджняну - прим.)? Помогает ли этому как-нибудь благословение божества?

Ринпоче: Сознание всеосновы является чем-то нейтральным. Это не что-то хорошее, поэтому это не считается прорывом. Сознание всеосновы это просто основа для накопления благих и неблагих отпечатков. Нет каких-либо знаков или какого-либо определенного опыта контакта с ним, проникновения туда или чего-то подобного.

Возможно, единственное из традиционных объяснений, что имеет хоть какое-то отношение к вашему вопросу, связано с практикой шаматхи, когда ваш ум приходит к такому состоянию покоя, что не проявляются никакие привычки ума. Один из способов описать такое состояние заключается в том, что функции ума временно утихли в сознании всеосновы.

Ученик: Может ли такое произойти в результате практики йидама?

Ринпоче: Это не является невозможным. В общем случае, опыт практики шаматхи поможет в практике стадии зарождения. Также практика стадии зарождения, где вы одноточечно фокусируете свой ум на деталях проявления божества, является разновидностью шаматхи. Можно сказать, что посредством практики стадии зарождения вы развиваете состояния неконцептуальности, и если вы полностью развили это состояние и пребываете в нем, то ваш ум успокаивается в сознании всеосновы.

Ученик: Когда я слышу о гуру-йоге, мне кажется что происходит фиксация на гуру. Как можно развить преданность к гуру, не фиксируясь на нем?

Ринпоче: В практике гуру-йоги вы действительно фиксируетесь на гуру. В наиболее общем смысле слова "фиксация" можно сказать, что качество фиксации то же, но на деле эффект весьма отличен. Разновидность фиксации, являющаяся источником всего неблагого, это фиксация на себе вида: "Я хочу это. Мне нужно то. Я должен быть таким" и так далее. Фиксация в виде преданности ближе к переживанию благоговения или изумления, направленного на образ гуру в силу восхищения его качествами. Это можно назвать фиксацией в смысле направления ума, но это не фиксация в смысле централизации.

Ученик: Ринпоче, вы упомянули практики каналов и ветров. Не могли бы вы немного рассказать о них, особенно в контексте их эффекта на внутреннюю составляющую практики?

Ринпоче: Практиками каналов и ветров занимаются только лучшие из йогинов, самые продвинутые практикующие. Если практикующий выполнет эти практики корректно, то он несомненно достигнет состояния будды за одну жизнь. Все практики школ кагью, ньигма, сакья и гелуг, которые обрели состояние будды за одну жизнь, достигли этого посредством практики каналов, ветров и тигле.

Основой практики является то, чем мы уже внутри себя обладаем. Сама практика включает в себя, прежде всего, тщательное очищение омрачений и собрание накоплений, а также, связанное с практикой, поведение, которого необходимо придерживаться в контексте сто процентного безошибочного соблюдения всех обетов и самай. Честно говоря, разговоры о достижении состояния будды за одну жизнь посредством этих методов являются больше делом прошлых времен. Тем не менее, если вы хотите заняться этими практиками, вы должны сделать трехлетний ретрит. И хотя я не могу гарантировать вам, что вы достигнете результата этих практик посредством выполнения трехлетнего ритрита, но, по крайней мере, вы сможете выучить и приспособиться к ним.

Результат, который вы достигнете посредством практик, зависит от вашего усердия. Калу Ринпоче, когда он обращался к участникам первого западного трехлетнего ритрита во Франции, говорил следующее: "Вы будете лучшими ламами и вы будете худшими ламами. Я говорю, что вы будете лучшими ламами, потому что наставления, переданные мной вам, являются лучшими, и если вы будете практиковать с совершенным усердием, то вы достигнете совершенного результата. Я также говорю, что вы будете худшими ламами, потому что если вы будете практиковать без усердия или совсем не будете практиковать, то вы вообще не получите никакого результат. Результат целиком и полностью зависит от вас."

Ученик: Ранее я немного слышал и о туммо, и о стадии завершения, но здесь я в первый раз услышал, что между ними есть какая-то связь. Вы только что сказали в ответ на предыдущий вопрос, что возможно достичь состояния будды посредством практики каналов и ветров. Является ли это тем же самым, что и туммо, или нет? И еще, как туммо соотносится со стадией завершения?

Ринпоче: Иногда эти термины используются для обозначения одного и того же, но термины все таки достаточно отличны, поэтому лучше думать о них как о трех разных вещах. Под термином каналы и ветра иногда подразумевают практики, использующие каналы и ветра, а иногда структуру ваджрного тела. Под каналами понимаются кармические каналы и каналы мудрости, по которым движутся ветра. Под ветрами понимаются грубые и тонкие ветра. Грубые ветра состоят из воздуха, которым мы дышим, а тонкие ветра состоят из потоков тонкой энергии внутри каналов тела. Любая практика, использующая каналы и ветра, относится к практикам каналов и ветров. Туммо является одной из таких практик. По сути, туммо это техника работы с каналами и ветрами, а порождение физического тепла это одна из её польз.

Стадия завершения может включать в себя такие практики, но типичное определение стадии завершения заключается в растворении образа божества в состоянии неконцептуальности и пребывание в нем, выполняемое в конце сессии медитации на божество. Если распознание природы ума присутствует во время пребывания в неконцептуальности наподобие того, как это делается в практике махамудры, тогда это можно назвать подлинной практикой стадии завершения.

В общем случае, в системе сутр махамудра практикуется путем исследования природы ума, а в системе тантр она распознается посредством растворения образа божества. В идеале такая практика - и я говорю это на основе того, что я прочитал, я не утверждаю, что у меня есть такой опыт - позволит практикующему растворить все заблуждения и неведение и пребывать в состоянии безошибочной мудрости.

Ученик: У меня исторический вопрос. Когда вы рассказывали о знаках туммо, вы сказали не носить мех, иначе мы не сможем определить были ли какие-либо знаки или нет, а также, что туммо надо практиковать в холодных местах. Поскольку практика туммо пришла из Индии, в которой очень жарко, то в каком виде практику туммо делали в Индии? Была ли эта другая практика, нежели делаемая в Тибете?

Ринпоче: Пратика позволяет вам контролировать температуру, поэтому если вы практикуете в жарком месте, вы можете себя остудить, и в случае холодного места можете себя согреть. Она позволяет вам уравновесить температуру. Иначе, как и подразумевается в вашем вопросе, если бы индийские практикующие туммо могли бы только повышать температуру, то во время жаркого лета на индийских равнинах, это было бы ужасной практикой.

Ученик: Если я правильно понял, вы сказали, что есть взаимозависимость между дыханием и внешними явлениями. Вы можете это объяснить?

Ринпоче: Теория, объясняющая использование дыхания с целью предсказаний, довольно тонка и тяжела для понимания. Она является одной из тем изложенных в книге "Глубокий Внутренний Смысл" написанной Третьим Гьялва Кармапой. Это доктрина соотношения внешнего, внутреннего и альтернативного или другого. По сути, это означает, что движение или цикл во внешнем мире, например, флуктуации элементов, движение солнца, луны, звезд и так далее, соотносятся с внутренними движениями ветров и тигле по каналам тела. Соответственно, если человек чувствителен к данным внутренним движениям, то он может определить благоприятность, неблагоприятность и так далее - внешнего события. Из-за того, что существует данное соотношение, взаимосвязь между дыханием и внешними феноменами не считается чем-то случайным. Если бы она была случайной, тогда вы не смогли бы её применять как основу для предсказаний.

Ученик: Во время утренних учений, когда вы говорили по-тибетски, я заснул. И пока я спал, я понимал тибетский язык. Когда я проснулся, я перестал его понимать. Мне просто показалось, что я понимал тибетский язык?

Переводчик: Именно так мы и переводим!

Ринпоче: Скорее всего, вам показалось, что вы его понимали. Ощущение, что вы понимаете тибетский, пока вы спали, было результатом вашего намерения слушать, которое было последним, о чем вы думали перед сном, и, соответственно, это и произошло, когда вы заснули.

Этот вопрос поднял очень важную особенность состояния сна. Обычно мы считаем, что состояние сна абсолютно бесполезно, оно морально нейтрально и в нем нет какой-либо возможности или опасности, но на деле это не совсем так. Состояние сна в основном нейтрально, но ваше намерение прямо перед засыпанием, к лучшему или к худшему, придает сну определенную моральную значимость. Если вы засыпаете с благим намерением, например, с намерением слушать учение, то это окрашивает содержимое вашего ума на протяжении всего состояния сна. Соответственно, в этом случае ваш ум пребывает в благом состоянии на протяжении состояния сна. Если вы засыпаете с неблагим намерением или негативным состоянием ума, тогда именно это будет пребывать и окрашивать содержимое ума на протяжении состояния сна.
Previous post Next post
Up