Jul 20, 2017 10:31
В нашем базовом подходе к реальности и развитию, кажется, стал преобладать акцент на сложность, наукообразность, тогда как необходимо двигаться совершенно наоборот. Для меня простую формулу предложил еще в 19-м веке Джамгон Конгтрул, давший определение сути базовой ошибки - пустотность принимается за наличие "я", а ясная светоносность - за наличие "иного". При этом смысл наивысших учений - в постижении нераздельности пустоты и ясного света.
Здесь нужно хорошо понять характер простоты учения. Она не связана с лёгкостью, она не в "разжёванности" вопроса, не в утрировании чудесной природы реальности до образа некоего механизма. Поэтому и наши тысячелетние попытки "разжевать" вопрос не относятся к области правильных и неправильных попыток. Мы так упорно привержены к своему недоверию реальности, что нам приходится преодолевать его с помощью бесчисленных попыток убедить самих себя. Но в итоге мы лишь постигаем бесплодие таких попыток. Однако некоторые, в силу способностей, могут прямо понять глупость недоверия нашей природе.
Потом нам остаётся однажды постигнуть, что наивысшая простота реальности вообще не подлежит никаким манипуляциям ума. Нужно убедиться именно в этом и отдаться тому, что есть. Поэтому именно полная самоотдача является практическим путём. Для этого используются отношения с Богом, Учителем и всеохватывающее сострадание ко всему живому. В том числе, для этого культивируют отношение к миру как части себя.
Такова простота - она не имеет корней. А все действительно сложные вещи относятся к путям и методам йоги, методическим объяснениям. Там действительно пригоден и наукообразный подход. Но суть Дхармы лишена такой сложности. Поэтому в наше время в разговорах о Ней стоит придерживаться простого, а не всё упрощающей сложности.