Бхагаван сказал: Ваджра именуется неделимой, о Саттве говорят как о единстве трёх. Придерживаясь этих мудрых соображений, Ваджрасаттву и помнят под именем Ваджрасаттвы.
Слово abhedyam (неделимая) означает, что это нельзя разделить, то есть нельзя обрести в споре, поскольку это является Пустотой Всех Дхарм (sarvadharmasunyata).
По этому поводу Арьядева сказал: «Рассуждая с точки зрения пустоты, мы отбрасываем прения, поскольку посредством пустоты отбрасывается всё, включая предмет дискуссии».
Бхагаван в Ваджрашекхаре сказал так: «Пустота, которая есть неколебимая сущность, нерушимая, неистощимая, неделимая и нескончаемая, называется Ваджрой».
Слово sattvam (существо) означает живое существо. Существование характеризуется действиями, имеющими последствия, что является основой для веры в проявленный внешний мир. Живое существо характеризуется совокупностью пяти составляющих феноменального сознания (pancaskandha).
По этому поводу Бхагаван сказал: «То, что мудрый называет живым существом, является совокупностью пяти скандх». Когда пять скандх трансформируются, то они становятся тремя центрами - телом, речью и умом.
Относительно tribhavasyaikata (единства трёх): единство этих трёх центров есть состояние недвойственности, которое возникает, когда проявляется Изначальный Свет (prabhasvara).
Слова anaya prajnaya yuktya (придерживаясь этих мудрых соображений) означают, что придерживаясь мудрых соображений, которые следуют воззрению Праджняпарамиты, тело сущностной природы (dharmakaya) называют Ваджрасаттвой.
Наполненного ароматами великих знаний называют Махасаттвой. Вечно деятельного именуют Самаясаттвой.
Относительно слова mahajnana (великие знания): великие знания - это учения Махаяны.
Слово purna (полный) означает, что он полностью насыщен и удовлетворён восприятием ароматов учений. Смысл здесь таков: во внутренних покоях, сложенных из наилучших, ярко сияющих драгоценных камней, окружённый йогинями, обладающий прекрасным телом, украшенным всеми благоприятными знаками, насыщенный ароматами высшего блаженного соединения, которое обладает природой творения и разрушения, пребывает Махасаттва, великое существо, который есть Самбогакая всех Будд.
Слово nitya (вечно) означает непрерывность на протяжении всего феноменального бытия.
Относительно слова samaya (время): понимаемое как время, здесь оно относится к совершенно строгому порядку, создаваемому пульсацией. Samaya как соблюдение обета есть строгое последовательное применение различных Искусных Средств с целью достижения трёх центров.
Samayasattva назван так, потому что непрерывно деятелен описанным образом. Слово samayasattva относится к Телу Творения (nirmanakaya), которое является источником бесчисленных проявлений Будд.
Из комментария на Коренную тантру Хеваджры