Сегодня после захода солнца начнётся Великая ночь Шивы

Feb 25, 2017 17:15

image Click to view



Махашиваратри (Maha Shivratri)- великая ночь, когда бог Шива выполнил свой космический танец «Tandava», который явился источником цикла создания, сохранения и разрушения. Тот, кто поклоняется Шиве именно в это время, при стечении определённых причин и услловий может получить освобождение от цикла перерождений.

Фестиваль отмечается каждый год в Фальгун - месяц, соответствующий в Индии периоду с середины февраля по середину марта. Верующие стараются в дни Шиваратри посетить какую-нибудь крупную святыню, связанную с Шивой и Парвати. Махашиваратри отмечается не только в Индии, а также в Непале, на Маврикии, в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. В Непале находится одна из главных святынь, посвященная Шиве - храм Пашупатинатх. В дни Шиваратри огромные толпы верующих из Индии и Непала стекаются сюда для молитв и омовений, которые проходят на реке Багмати, протекающей рядом с храмом.



Храм Пашупатинатх

Существует много легенд, которые связаны с празднованием фестиваля. Некоторые относят это событие к тем далеким дням, когда Шива пришел на помощь труженикам сотворения Амриты. Чтобы получить напиток бессмертия, боги решили при помощи асуров пахтать океан и длилось то пахтание много тысяч лет. Этот длительный процесс получил название - Самудры Мантан (Samudra manthan или Ksheera Sagara Mathanam). В результате возникло, в том числе, огромное количество яда. Именно тогда и пришел на помощь Шива. Он выпил весь яд и спас Вселенную.

Существует и другая версия причины празднования Шиваратри и связана она с огромной любовью, которую испытывают индусы к Шиве и его жене Парвати, они являются кумирами индийских семей. Шива символизирует божественную силу, космический мужской принцип и высшее сознание человека, а Парвати - божественную мать, мать-природу, космический женский принцип и творческое женское начало, внутреннюю энергию. Свадьбу Шивы и Парвати многие празднуют именно в Великую ночь Шивы. Поэтому этот день особенно важен для женщин и девушек. Кто молится о хорошем муже, а кто просит здоровых и красивых детей, преимущественно мальчиков, они просят у Парвати благополучия в доме, благосостояния и любовь своего мужа.



Есть еще одна версия празднования Махашиваратри и связана она с легендой, когда поспорили «всеобъемлющий» бог Вишну, создатель Вселенной - бог Брахма и бог Шива, кто из них самый главный и сильный. Шива победил своих «сотоварищей», возникнув в форме бесконечного Лингама, доказав всем, что он является самым мощным и сильным богом.

Есть еще одно поверье, связанное с Шивой. В священных текстах говорится, что Шива с удовольствием предавался курению марихуаны. Поэтому аскеты-садху, которые в дни Шиваратри находятся в самых священных местах, связанных с Шивой, непременно собираются вместе и периодически придаются этому занятию . Садху сами почитаются в индуизме как святые. Они считают, что курение марихуаны приближает их к Шиве и через эту траву они получают его благословение. Курением травы садху традиционно встречают праздник Махашиваратри, или Великой ночи Шивы.



Индуисты празднуют Махашиваратри ночью. Именно ночью в Индии проходят большие службы во всех храмах, посвященных Шиве. В течение всего дня до большой Ночи Шивы почти все верующие сохраняют пост. Согласно Пуранам, если в в праздник хранить чистую преданность, то можно достигнуть мокши (освобождение из круговорота рождения и смерти, от всех страданий и ограничений материального существования).

Многие индуисты во время Махашиваратри стремятся прибыть к великой реке Ганге. Рано утром, после поста и очистительных служб, верующие до восхода солнца стремятся совершить омовение в Ганге, вознести молитвы Шиве, надеть чистую одежду, возвратиться в храмы и продолжить религиозные песнопения.

В эту святую ночь каждые три часа совершается большая, полная пуджа. Начнется она с краткой молитвы и поклонения Ганеше (слоноголовому сыну Шивы и Парвати); божеству, устраняющему препятствия, богу мудрости и ума, подателю успеха и удачи в любом начинании. Вслед за этим начнется 1-я - вайдика-пуджа (ведийская пуджа) Шиве. В ведийском поклонении древних ариев главным было поклонение не идолам, не мурти (святым образам), а священному огню. Именно с возжигания священного огня, с краткой агнихотры (огненного жертвоприношения, возлияния в огонь жертвенного масла) и начнется эта пуджа. В течение таких жертвоприношений льют в огонь топлёное масло, подбрасывают веточки определённых пород дерева. В вайдика-пуджу повторяются мантры из Вед и предлагаются исключительно саттвичные (обладающие качеством благости) подношения. Молитвы в этот промежуток времени (приблизительно с 19:00-22:00) также должны произноситься только с благими намерениями, никакой чёрной магии, никаких эгоистических желаний и мелочных материальных просьб. «Господи! Даруй мне веру, даруй мне спасительное знание и истинного гуру!», - такие молитвы похвальны в первую стражу (первые три часа). Полезно в это время молиться о других: «Боже! Исцели всех больных, накорми всех голодных, установи мир, процветание и благополучие в нашем городе, селение, стране, повсеместно…» и т. п.



Далее проводится Линга-пуджа. С ней будет совершена абхишека (непрерывное, длительное возлияние на Шива-лингам воды). При этом все желающие могут подойти к алтарю, сделать над Шива-лингамом дхена-мудру (положение кистей рук, напоминающее вымя коровы) и сосредоточиться на тех желаниях, чаяниях, в которых имеют нужду. Тем временем, жрец будет лить через пальцы подошедших на Шива-лингам непрерывной струёй воду. При этом необходимо привести свои мысли в соответствующий вид. Надо сознавать: «Что вы Ему жертвуете из себя? Чем вы хотите поделиться с Ним и что хотите обрести от Него взамен?»

Ближе к полуночи начнётся раджасика-пуджа. Раджасическая значит «страстная, активная, динамичная». Эта пуджа будет сопровождаться мантрами из Пуран и Тантр «правой руки». Это наиболее пышное богослужение с обилием всевозможных подношений и даров в сопровождении экстатического пения, радости и веселья. И молитвы здесь - о процветании, о богатстве, славе, карьере, с личными мотивациями в гуне раджас (страсти). Но это совсем не значит, что обязательно о чём-то просить Шиву. Можно просто славить его, наслаждаться самим процессом поклонения, освободив свой ум от мирских мыслей.


Previous post Next post
Up