Ценшаб Кирти комментировал текст монгольского ламы Чойдже Нгаванг Палдена "Principles of Buddhist Tantra". В нём суммируются различные подходы внутри школы Гелуг.
" ... существует три вида сиддхи - высшие, средние и меньшие и есть множество видов их классификации"
Существуют классификации по:
1) по их природе;
2) по их признакам;
3) по их основе;
4) по дарующему их;
5) по парампаре.
1. Классификация по их природе.
"Классификация по природе высших сиддх такова: высшие сиддхи видьядхар, высшее восприятие, знание трактатов". Первое ознчает обретение сиддхи посредством становления видьядхарой. Второе обретение - абхиджня (свервосприятия ("божественное око", ясновидение ит.п.). Существуют различные степени реализации сверхвосприятия, но это считается различными ступенями категории высших сиддхи. "Знание трактатов" означает их естественное и спонтанное знание без изучения.
"Средние сиддхи - это обретение невидимости, извлечение эссенций, скоростное перемещение пешком и тому подобное". Второе означает сиддхи алхимических пилюль (чудлен). Третье означает способность быстро бежать посредством освящения подошв ног специальыми мантрами.
"Меньшие сиддхи, - это подчинение других, убийство, изгание и тому подобное".
2. Классификация посредством признаков.
"Посредством признаков их подразделяют на 3 категории: возжигание субстанций, заставлять их дымится и нагревание их". Речь идёт о способности практика заставлять субстанции внутренних подношений вспыхивать и кипеть внутри капалы. Средний уровень - обладание энергией, заставляющей их испускать дым. И самый низкий уровень сиддхи - способность иогина просто разогреть субстанции внутренних подношений.
3. Классификация посредством их основы.
"Классификация посредством основы такова: сиддхи тела, субстанций и ресурсов."
Первое означает совершенный контроль тела. Это значит свобода от болезней, юный вид и золотистое сияние тела. Второе означает использование различных субстанций: листьев, меча и тому подобное. Сиддхи меча подразумевают обретение способности полёта в сферы видьядхар для обретения знаний. И последнее означает способность использовать и наслаждаться различными экстроординарными ресурсами.. означает так же способность трасформации обычных ресурсов в сверхобычные.
4. Классификация по дарующему их.
"Классификация по дарующему их имеет три градации: арья-существа, дэвы и земные дэвы".
Речь идёт о том, на мантры каких дэватов полагался практик в своей садхане.
Про первые две категории и так ясно. А третья категория: якши, гандхарвы и другие. Монгольский лама пишет, что источником знания этого класса являются якши. Практики ваджраяны прибегают к ним для получения этих знаний.
5. Классификации по парампаре (линии передачи).
"Активности шантика (умировотворения), пауштика (возрастания-приумножения) и абхичаруки (гнева) достигаются посредством практик линии татхагаты (татхагaта-кула), лотосовой линии (падма-кула) и ваджрной линии (ваджра-кула) соответственно. Это то, как высшие, средние и малые сиддхи достигаются".
В крия-тантрах различные активности обретаются опорой на различные семейства. Kаждая из этих сил имеет внутренние и внешние измерения.
Высшие сиддхи - это сиддхи умировотворения посредством татхагата-кулы. Внешнее умиротворение - это усмирение болезней, природных катаклизмов, преждевременной смерти, эпидемий (людей и скота), провокаций других существ. Внутренний аспект - это умиротворение влияния омрачений (привязанности, тупости и т. п.) на ум.
Средние сиддхи пауштика достигаются опорой на падма-кула. Внешний аспект - возрастание богатства. Внутренний аспект - пунья (добродетель), срок жизни. Такие возрастания могут создать прекрасные условия для практики.
Меньшие сиддхи гнева (абхичаруки) достигаются опорой на ваджра-кулу. Внутренний аспект - покорение внутренних демонов. Внешний - подавление враждебных активностей тела, речи и ума людей и нелюдей, таких как угроза убийством, разного рода насилием, вред посредством распускания лживых слухов, наветов, дачи ложных показаний в суде и т. д., вред посредством разрушительных ритуалов, таких как "сор стрелы", "чой-сор", "вращение колеса Ямараджи", насылание бод-тон посредством якши", "насылание посредством ужасной мантры мары", "разрезание десяти сторон" и т. д.
"Каждая линия также имеет три сиддхи и три действия шантика, пауштика, абхичарука. В них владыка семейства, его супруга и гневный дэват данной линии соответственно выполняют активности умиротворения и т. п.". Это означает, что, полагаясь на владыку семейства, реализуют шантика-активность. Опираясь на его супругу, реализуют пауштика. Опорой на гневных дэватов семейства реализуют активность гнева". Например, в татхагата-куле, опираясь на методы Манджушри - умиротворяют, опираясь на методы Маричи - приумножают, а полагаясь, например, на Ситатапатру или Чунди-дэви, производят подавление вредных существ.
Систематичности ради дам описание того, как обретаются сиддхи согласно классу Чарья тантр - по комментариям Катара Ринпоче на "Горную дхарму".
Я не буду касаться описаний стиля практики, отметив только, что там нет строгого поста и есть самопорождение себя как дэвата, но нет слияния самаясаттвы и джнянасаттвы. Последнего в конце практики просят удалиться в свои уделы или растворяют в тханке или статуе.
Практика состоит из "приближения" и "реализации". Первое - это обычная практика в усповиях ретрита, заключаемая огненной пудже (хома - санскр., жинсрег - тиб.).
Практика "реализации". Дeлается 2-недельная практика. Начинается она с первой титхи (лунного дня) и в течение двух недель делается "приближение". Желательно время выбрать так, чтобы последний, 15-й день гуру-пурнима совпадал с затмением.
В этот последний день рецитация мантры проводится 24 часа, день и ночь подряд. Даже во время приёма пищи и питья вы мысленно повторяете мантру. После захода солнца сядьте прямо и постарайтесь не упасть до рассвета и не заснуть. Обеими руками у сердца держите ручную эмблему дэвата (ваджру или другую), не пользуйтесь малой, а продолжайте рецитировать мантру до рассвета. Если к моменту рассвета эмблема дэвата начнёт испускать свет, испускать вспышки огня или начнут сыпаться искры из неё (другой признак - если изображение дэвата на тханке начнёт улыбаться или смеяться), то практик с этого момента может выступать в роли ваджра-ачарьи и проводить необходимые ритуальные активности. Плод чарья-тантр таков же, как и крия-тантр. Хоть практика чарья-тантр трудна, Карма Чагме призывает совершить ретрит на садхану данного класса хоть на несколько месяцев, чтобы отплатить как-то за доброту учителя, их передавшего.
Даже во время инициации, если лама сделал полное "приближение" к дэвату цикла, а ученик подговил свой ментальный поток должным тренингом, то тогда высокореализованный лама делает акцент на рецитации мантры для нисхождения джняна-саттвы в тело ученика. Когда дэват входит в тело ученика, тот может, например, раскрыть местоположение клада под землёй в данной округе.
Из текста Тсонкапы на йога-тантру, глава о достижении сиддхи поселе достижения реализации до некоторой степени "приближения" к дэвату. Заглавие подразумевает стадию устойчивого созерцания своего тела как дэвата, но когда тeло татхагаты ещё, собственно, не обретено.
Как достичь сиддхи посредством концентрации.
После обретения мастерства над общим "приближением" к дэвату и особенно медитативной стабилизации тонкой ваджры, следует достичь мирских и сверх-мирских сиддхи следующими двумя методами:
1) Посредством нисхождения джняна-саттвы после вхождения в мандалу (во время инициации) - и как следствие мирские сиддхи, такие, как открытие кладов, манифестируются.
2) Другой тип - концентрации до появления знаков, которые будут описаны ниже.
Касательно первого, пандита Буддхагухья придерживается мнения, что четыре мудры (тела, речи, ума и активности) достигаются посредством нисхождения джняна-саттвы в тело садхака, но за исключением этого, все мирские и свермирские сиддхи даруются, дэватом находящимся перед практиком, который просто визуализирует себя в виде самая-саттвы с соответствующей дэва-ахамкара (самоотождествлением). Он оспаривает мнение других мастеров, что дэват должен войти в тело дэвата. Но все мастера едины во мнении, что все достижения сиддхи имеют своей опорой предшествовавшую им йогу дэвата.
Нахождение кладов.
"Сарвататхагатататтвасамграха-тантра" рекомендует:
"Mедитируй на форме ваджры,
находящейся внутри вазы-сокровищницы в cердце.
Eсли так медитируешь,
то сможешь находить клады сокровищ".
Концентрируйся на лунном диске внутри вазы, на котором раполагается 5-лучевая ваджра соответствующего вашему семейству цвета, повторяя ваджра-виддхи до возникновения знаков. Буддхагухья комментирует это как мантру вашей линии (семейства?).
Признаки таковы. Способность видеть и чуствовать ваджру в вазе в сердце. После выполнения концентрации и рецитации в течение всей ночи и достижения вышеописанного знака, иди в место, где ты предполагаешь нахождение сокровищницы, сделай подношения божествам, сделай подношения еды духам, затем защити место мантрой и мудрой Ваджраспхоты (Защитника западного направления мандалы). После этого увидишь расположение клада. После этого его следует выкопать.
Та же тантра утверждает также, что после выполнения медитации и рецитации ваджра-виддхи, следует медитировать на ваджре в пространстве или медитировать на себе как разноцветной (перекрещенной) ваджре, так вы узнаете о кладе в данной местности, если два предыдущих метода не сработают.
Из трактата Карма Чагмей "Единство Махамудры и Дзогчен: Прямые Наставления Великого Сострадательного":
Для великого мастера, дающего посвящения,
Необходимы множество рецитаций мантр
Для различных практик стадии порождения
Бесчисленных тантрических божеств и йидамов.
Но для достижения тобой сиддх
И очищения собственных омрачений
Мудрее практиковать одно божество и мантру,
Изначально включающее в себя всё.
Хождение по воде.
Для достижения сиддхи непогружения в воду, на берегу ручья или в любом другом месте помести глиняный сосуд с водой. Размести его так, чтобы видеть, и мысленно произнеси "ваджраджвала" (или замести на соответствие в своей линии). До получения полного ощущения медитируй по четыре сессии ежедневно на том, что структура воды изменилась на структуру ваджр, спаянных друг с другом так, что фактически вода превратилась в ваджру. Добейся ощущения, что вода стала твёрдой, как ваджра, и может ощущаться рукой или ногой.
Нарисуй мандалу соответственной (себе) линии (семейства). Выполни предварительные ритуалы и находись в медитативной стабилизации в течение всей ночи. Затем, когда ты хочешь встать на воду, манифестируй (прояви) эту медитационную стабильность. И посредством её ходи по воде взад и вперёд.
Хождение в пространстве.
Mедитируй, что частички пространства, как на перекрещенных (разноцветных) ваджрах, которые затем спаиваются в ваджрные ступени лестницы. Привыкай к этой медитации, как в предыдущем методе. До тех пор, пока ты не сможешь коснуться их рукой или ногой. Таким образом ты сможешь взойти на пик горы Меру. Буддхагухья даёт также алтернативные методы, которые Чже Цонкапа не включил в своё описание.
Физическая трансформация.
Для достижения выших среди мирских сиддхи визуализируй себя обладающим телом одного из Татхагат, произнеси ваджрадхату и созерцай всё небо заполненным крошечными телами Будд. Когда выдыхаете, визуализируйте, что эти бесчисленные тела Будд становятся ярче. Когда вдыхаете, удерживайте их в сердце, где они растворяются, подобно маслу в песке. Медитируй только на этом, контролируя двери тела, речи и ума. Когда знаки возникнут, то делай, как описано ранее: нарисуй мандалу и так далее - так ты станешь бодхисаттвой-видьядхарой с формой совершенного будды (это ещё не собственно тело Будды, но его подобие).
Также для линии татхагаты вам следует принять дэва-ахамкару ("гордость дэвата") и неотличимость себя от формы дэвата - Ваджрасаттвы и так далее. И исключив вредное воздействия на 3 двери - тела, речи и ума, медитируй каждый день. Особенно медитируй на всё, что воспринимается чувствами и всплывает в памяти, в форме дэвата.
Воспринимай их следующим образом: "Всё это возникло из моих концепций. Они не воспринимается отдельными так, как они вооброжаемы. Когда проанализированы логикой, согласно писаниям, то они не существуют в абсолютном смысле".
Так, визуализируй себя дэватом, вовлекая внутрь свой ум и прану. В конце возникнут знаки. Затем нарисуй мандалу, сделай подношения, медитируй и делай рецитации. Дэват придёт и даует высшие (среди мирских) сиддхи махамудры возвышенного тела вашего дэвата. Для достижения этих обоих высших сиддхи предписывается медитация с остановкой дыхания и отвлечения. Касательно обоих, даже если из-за слабости медитации, сиддхи, как объяснено више, не достигаются, Буддхагухья утверждает, что сиддхи ясновидения, удлинения жизни, возрастание силы, физическое улучшение и тому подобное достигается даже без постоянного усилия.
Данный вид (физическая трансформация) сиддхи, достигнутые таким образом, являются лучшими для начального достижения высшими практиками йога-тантры.
Достижение сиддх через рецитацию.
Те, кто достигают сиддхи через рецитацию, медитировав на себя в форме дэвата, завершают подготовительное приближение к дэвату посредством повторения хридая-мантры линии Татхагаты 108 раз в каждой из четырёхдневных сессий в течение 4-х месяцев.
Физическая трансформация.
Затем, если вы хотите достигнуть высших сиддхи, выполните предварительно йогу дэвата в присутствии изображения этого дэвата, выполняя рецитацию, как было объяснено ранее, в каждой из четырёх
дневных сессий медитации в течение четырёх месяцев. Затем на восходе сиддхи формы вашего дэвата достигается.
Самая мудра.
Тот, кто хочет достичь сиддхи самая-мудры, сначала совершают объяснённое ранее приближение. Затем, перед тханкой вашего дэвата, в каждой из четырёх сессий сложи самая-мудру Саттваваджри линии татхагаты, и без ослабления жеста рук - мудры выполняй рецитацию. Обычно, следует так делать до тех пор,
пока не достигнуто 100 000 повторений. Затем сложи мудру и выполняй рецитации в течение всей ночи. Если устанете в течение этого периода, расслабьте мудру, снимите напряжение и сложите эту мудру опять,
возобновив рецитацию мантры.
Сделав свой ум однонаправленным таким способом, вы увидите самая-мудру пылающей, когда сложите
её над головой (Буддхагухья не упоминает её размещение над головой). После сложения рук в эту мудру и вознесения её вверх (Буддагухья не упоминает её размещение над головой), вы сможете взлететь немедленно вверх в небо.
Разместив эту мудру в точке между глазами (Буддхагухья не упоминает местоположения) и совершив рецитацию, вы увидите, что она движется, затем просто посредством складывания этой мудры вы сможете показывать себя другим в любой форме, какой пожелаете. Если сложив мудру у сердца и выполнив рецитацию, вы взлетите, то вы достигните сиддхи невидимости просто посредтвом выполнения этой мудры. Если мудра издаёт звук, посредством складывания всех или какой-то одной мудры всех дэватов линии Татхагаты и вы повторяете вашу хридая-мантру, то вы сможете выполнять активности, как описано в их текстах.
Продолжение следует...