В самом конце эпохи учения Будды Махакашьяпы, в местности, которая называлась "Обитель блаженства и счастья", у царя отца Лигдже Сангва и у матери-царицы, которую звали Утпагьян, родился сын. Он родился со знаками гелонга, то есть монаха с полным циклом обетов (253 обета). Со временем в его сердце и в самом деле появилось отречение от сансары и он принял полные монашеские обеты от Будды. Его именем стало Чандрабхадра. Он узрел пустотность непосредственно, напрямую и отправился медитировать в гущу леса.
Недалеко от этого места находился пруд, в котором купались люди, пруд для омовений. Как-то раз, в этот пруд как обычно пришли купаться царевны и их прислужницы. В этом же месте жила очень большая и ядовитая змея. Она приготовилась причинить вред этим царевнам и их прислужницам. Так как Чандрабхадра узрел истинную природу явлений - Дхармату, он увидел, что змея причинит сейчас вред этим царевнам и их окружению. Силой сострадания, которая у него появилась по отношению к этим женщинам, он отогнал прочь эту змею. Из пасти этой змеи вышел ядовитый пар, и все царицы вместе со своими прислужницами потеряли сознание и упали на землю. Когда монах пытался привести в сознание всех этих женщин, обрызгивая их сандаловой водой, издалека это увидел один из министров царя. Он сразу же помчался со всех ног к Владыке той местности и рассказал ему о том, что какой-то незнакомый человек прелюбодействует с супругами, а также с прислужницами супруг царя. Царь сразу же отправил туда своих палачей, дабы они покарали монаха. И хотя женщины пытались вступиться за него, говоря, что он не причинил им никакого вреда, их не послушали и монаха убили.
Когда это произошло, царицы произнесли следующее пожелание: "Раз царь так несправедливо поступил с этим монахом, пусть мы в следующей жизни переродимся вместе с ним, пусть мы все станем злобными якшами и уничтожим тебя и твое окружение". Совершив такое пожелание, они все прыгнули в пропасть и погибли.
Вследствие своего пожелания, как только они погибли, в тот же момент они переродились в стране Чонгри Занцо, то есть в стране демонов цен. И их отцом стал царь якшей - Легпа (благой - тиб.), а матерью стала якшини Донмар - Красноликая. Она была дочерью прародителей демонов Дава Тодкар (Белый череп Луны - тиб.). Таким образом, у этих родителей все эти царицы вместе с монахом Чандрабхадрой приняли перерождение в ее утробе. Из ее лона родилось семь кровавых яиц. И из этих семи яиц появились Циу Марпо с совершенно красным лицом и всё его окружение. Среди его сестер родилась также и Палбарма, одна из его младших сестриц.
По другой версии, когда яйцо раскололось, вредоносный демон насилия Циу Марпо, в связи с его великой злостью и ненавистью, испустил из себя семь мощных демонов. Став связанными с красными горами и равнинами, эти семеро убили всех в непосредственной близости. Они потребляли жизненную энергию всех живых существ и принесли разрушение в три сферы.
В определенный момент великий Бодхисаттва Авалокитешвара сердито предупредил эти семь божеств. В ответ эти семеро с Циу Марпо во главе предложили свою сущность жизни Авалокитешваре в качестве искупления и поклонениия. Позже, в Индии, великий учитель Падмасамбхава прибыл на кладбище на берегу кипящего Озера Ракшасов (демонов-людоедов). Он прибыл в полночный час, и семь волков с шерстью, залитой кровью, решили напугать Падмасамбхаву. В ответ на это учитель проявил форму славного Хаягривы. Волки отступили к своим хозяевам, семи демонам-всадникам, а их глава пал ниц перед Падмасамбхавой. Учитель спросил: «Кто ты?" Глава всадников ответил: "Я Циу Maрпo, повелитель демонов насилия. Ранее Хаягрива дал посвящение всем нам, и с тех пор мы обещали охранять буддийские учения". Падмасамбхава затем спросил: «Скажи мне, где твоя обитель? Кто твои родители? Где твоя суть?" Циу Maрпo ответил: "Моя обитель это кладбищенская земля в Индии. В Цанге (Gtsang) это называется Расколотая пещера. Мой отец демон Легпа. Моя мать является Донгмарма. Сутью моей жизненной энергии является тантра из уст славного Дамдина (Хаягривы)". Тогда великий мастер даровал посвящения и дал Циу Maрпo тайное имя Кункьяб Дордже Драгпоцал, «Сила сопротивления, Всепроникающая Ваджра." Позже, когда Падмасамбхава прибыл в Тибет, Циу Марпо со своей свитой его приветствовали.
Существует некоторая сложность в этой части повествования. Коренная тантра "Господин войны" объясняет, что Циу Марпо со свитой были покорены и преобразованы Авалокитешварой. Но Лелунг Шепе Дордже писал, что семь демонов-всадников были первоначально покорены Хаягривой, а расколотая пещера находится по пути из Лхасы в Цетан. По народному поверью эта пещера должна быть местом, где Цимар ожидает души людей, подобно Яме. Пещера представляет собой1 очень узкое отверстие, и легенды утверждают, что через эту трещину души умерших должны протиснуться в ночное время для того, чтобы предстать перед Циу Марпо. Некоторые даже утверждают, что из этой дыры выходит сильный запах крови. В центральном храме Цимара в монастыре Самье хранятся деревянные разделочные плахи. Монахи этого монастыря также утверждают, что ежегодно новая плаха должна быть помещена в эту пещеру, так как старая плаха оказывается изрезана по прошествии года так, что теряет в размерах. Старые блоки не хранились, но выбрасывались или были сожжены.
Огромный меч, пучки копий, куски брони и т.д. хранятся в дугане Цимара в Самье. Что-то, конечно, было восстановлено после разрушения в период Культурной революции, но есть мнение, что связь Циу Марпо с этим местом нарушена и Защитник ушёл в Индию за ламами вместе с оракулом Нейчунга. Правда, на втором этаже храма в Самье стоит статуя Защитника. Вот она:
Связь с Защитником Циу Марпо признаётся всеми четырьмя школами тибетского буддизма. Так, в сакья есть как минимум три ритуальных текста, связанных с ним, а в гелуг призывания его создал 3-й Панчен-лама. В гелуг он почитается особенно в связи с тантрой Ваджрайогини, это его форма называется Кхаче Марпо. Вот ещё один пример ритуального текста в гелуг - это хвала, написанная Пятым Далай-ламой.
ВОСХВАЛЕНИЕ КХАЧЕ МАРПО (kha che dmar po):
Едет в седле драгоценной лошади, обладающей силой ветра, Пересекая вселенную в мгновение, Хвала Якше Кхаче Марпо, стражу учения.
Очень свирепый, имеющий закусанную нижнию губу, три глаза, сверкающие солнцем и луной, высматривающие врагов. Проявляющий посланников, забирающих жизнь лживых советчиков, Хвала освободителю от десяти врагов.
Носящий кожаную броню, флаги, цветной наряд и кожаный шлем с флагом победы, Сокровищница девяти благих символов, Связываешь врагов арканом, прокалывая их сердца копьем, Хвала тебе и твоей свите.
Восхваление написанно Пятым Далай-Ламой (собрание сочинений Пятого, том Da фолианты 147r-148r). По утверждению колофона Кхаче Марпо сам просил Пятого Далай-ламу написать этот ритуал.
В соседнем с Самье монастыре Тенгьелинг также центральная статуя - это образ Циу Марпо. Это копия древней статуи, которая была сделана из останков оракула, умершего в трансе, и была разрушена во время Культурной революции:
ПОСТСКРИПТ:
Защитник Циу Марпо проявился в классе существ Цен. Считается, что эти существа живут обычно на склонах гор. Землёй преимущественного влияния духов Цен является Северная Америка - на внутреннем уровне красный цвет тамошних земель и даже название "краснокожие" связаны с влиянием красных духов Цен. Отсюда же и необычное воинское мужество индейцев Северной Америки и та жестокость их расправ и твёрдость нрава в исполнении их обычаев - так проявляется влияние Цен, которые весьма суровы и воинственны. Кстати, и монголы ранее находились под большим влиянием Цен. В этом классе существ в виде Хаягривы проявился Авалокитешвара, и потом Хаягрива был одним из самых почитаемых божеств в Монголии (особенно ему поклонялись в связи с монгольским культом лошадей - "Хаягрива" переводится как "лошадиная шея"). То есть Авалокита, проявившись в классе существ Цен как Хаягрива, принял таким образом их облик и контролирует их непосредственно. Поэтому Цимар сказал: "Сутью моей жизненной энергии является тантра из уст славного Дамдина (Хаягривы)".
Карма Пунцог Ринпоче рассказывал, что "духами Цен обычно перерождаются бывшие солдаты". Это люди, которые умерли в бою, умерли в гневе и не проявили никакой благой мотивации. Цен - это мирские демоны, обладающие довольно большой силой. Часто те, кто поклоняются мирским божествам, в частности демонам Цен, в будущем, когда умирают, отправляются в свиту этого демона, и всю оставшуюся демоническую долгую жизнь они вынуждены прислуживать этому демону.
САРВА МАНГАЛАМ!