Стоит вспомнить дедушку Дарма-доди

Nov 03, 2016 22:07




После ухода Дандарона в 1974-м году дедушка Дарма-доди был одним из менее чем пяти лам, держателей тантрической передачи, которые занимались русскими учениками. Это реализатор тантры Ямантаки, обретший, как известно из свидетельства Василия Петровича Репки, сиддхи коровы Камадхену, сиддхи исцеления и др. Дедушка был Учителем моего первого наставника - Солбона-ламы, ныне тоже покойного. Я жил в его семнадцатом доме в Иволгинском дацане. Сейчас он снесён. Материальные мандалы должны быть разрушены. Это нормально. А память остаётся. Это рассказ с сайта одного из тех практиков, кто имеет связь с дедушкой Дарма-доди.

Дарма-Доди Жалсараев (монг. Жалсрагийн) родился в апреле 1904 году в улусе Инзагатуй Селенгинского аймака в Бурятии). Дедом Дарма-Доди по отцовской линии был тибетец, эмигрировавший во 2 пол. XIX века в Бурятию и женившийся на бурятке; матерью его была монголка. Согласно устной традиции, в момент рождения Дарма-доди мимо его дома проходил некий монгольский лама, который подарил ему свои принадлежности для практики чод. Это считалось дурным знаком, если только ребёнок не обладал высшей степенью духовных способностей.

Его родственники вели дела с русско-бурятским торговым домом в Кяхте и располагали достаточными средствами для того, чтобы обеспечить ему религиозное образование. Однако, вопреки их воле, Дарма-доди начал образование сравнительно поздно, так как болел оспой. Раннее детство пришлось провести в Монголии. В возрасте 8 лет он всё же поступил в Гэгэтуйский дацан, где начал изучение тибетского и монгольского письменного языка. Через год был отправлен на учёбу в Тибет, где изучал философию и ритуальную систему чод, и получил имя Пема Дорже Чанг.

Религиозные репрессии

В 1927 году Дарма-Доди вернулся из Тибета и вместе с родителями перебрался в Джидинский район Бурят-Монгольской АССР, где продолжил изучение буддийской Тантры, в частности, системы Ямантаки, в которой он достиг чрезвычайной степени компетентности. Когда же в СССР началась волна репрессий, на несколько лет вновь вернулся в Монголию, где у него умерли родители.

Однако в 1937 году Дарма-Доди всё же был арестован в Новоселенгинске и до 1946 года провёл на Колыме на приисках Сусумана. В 1948 году он вернулся к официальной религиозной деятельности и некоторое время был гэбши-ламой при Гэгэтуйском дацане.
Деятельность в Иволгинском дацане

В 1964 году Дарма-Доди перебрался в Иволгинский дацан. Именно он проводил ритуал освящения главного храма дацана после пожара, а в 1980в1986 гг. был его настоятелем. Когда в конце 1980-х годов дацан начал в сравнительно массовом порядке набирать студентов в институт «Даши Чойнхорлин», Дарма-Доди, как один из старейших и опытнейших лам Бурятии, стал активно заниматься преподавательской деятельностью в дацане, читая, в частности, курс цанида.

Дарма-Доди охотно выступал учителем не только бурят, но и русских, обращавшихся к нему как в качестве постоянных учеников, так и периодически, за тем или иным тантрическим посвящением. В н. 1990-х годов он набрал себе группу из двенадцати учеников, практически всех русских, и специализировал её на изучении буддийской Тантры (в сер. 1990-х годов десять из них эмигрировало в Индию). Он, хотя и получал основное образование в школе Гелуг, активно использовал в своей практике передачи из других школ тибетского буддизма и, как и Б.Д. Дандарон, полагал, что будущее развитие буддизма в России связано именно с русскими; поощряя, например, чтобы все канонические тексты и тексты практик, использовавшихся его русскими учениками, читались бы ими, насколько это было возможно, на их родном языке. Однако впоследствии, с усилением в буддийских кругах Бурятии националистических настроений, эта его инициатива не получила поддержки.

Дарма-Доди Жалсараев умер 24 апреля 1997 года в Бурятии.

http://www.kunpendelek.ru/about/gurus/zhalsarev/

Бурятия, дедушка Дарма-доди, ваджраяна

Previous post Next post
Up