Глава II
ГЛАВА О ЛОЖНОСТИ
1. [Искушенные] люди говорят:
все сущности во сне ложны, |
Ибо сущности эти пребывают внутри.
Но основание такое противоречиво.||
2. Кроме того, при этом не видят иных мест, [якобы] уйдя туда,
Ибо времени на это недостаточно.
Наконец, всякий, когда его разбудят,
уже не остается в прежнем месте своего сна. ||
3. Да и отсутствие колесниц и прочего
известно из упанишад, благодаря рассуждению. |
Говорят, что, доказанная так,
ложность сущностей во сне ясно видна. ||
4. Точно так же считаются ложными и сущности яви,
подобно сущностям во сне. |
Правда, они отличаются от тех,
ибо сущности во сне пребывают внутри
и сжимаются [до размеров тела]. ||
5. Но поскольку различные сущности уподобляются
благодаря известному общему аргументу, |
Искушенные мужи говорят:
состояния сна и бодрствования одинаковы. ||
6. То, что не существует в начале и в конце,
не существует также и в середине. |
Хотя и подобные ложным сущностям,
они считаются как бы истинными. ||
7. И даже их полезность
опровергается в сновидениях. |
А потому в силу аргумента о начале и конце
они доподлинно считаются ложными. ||
8. Новое качество здесь - это свойство пребывания в определенном состоянии,
подобно тому, как это случается с обитателями небес. |
Вот что видит он, удалившись туда,
подобно тому, как это происходит с опытным путешественником в этом мире. ||
9. Даже во сне со сновидениями все,
постигаемое внутренним восприятием, считается нереальным, |
Тогда как то, что постигнуто внешним восприятием, реально.
Однако ясно, что в обоих видах постижения воспринимается нечто ложное. ||
10. Даже наяву все, постигаемое внутренним восприятием, считается нереальным, |
Тогда как то, что постигнуто внешним восприятием, [считается] реальным.
Однако логично предположить, что в обоих видах постижения
воспринимается нечто ложное. ||
11. Но если в обоих состояниях у всех объектов
[постигается] ложность, |
Кто же тогда постигает эти объекты
и кто тогда их вымысливает? ||
12. Господь атман вымысливает себя самого
чрез собственную майю. |
Он и постигает сущности.
Таково твердое убеждение веданты. ||
13. Господь умножает обычные сущности,
пребывающие во внутреннем восприятии. |
Точно так же Господь вымысливает
определенные сущности во внешнем восприятии. ||
14. Ибо сущности, существующие внутри, покуда длится мысль,
и сущности, существующие снаружи, связанные с двумя временами, - |
Все они воображаемы.
И нет для их различий иной причины. ||
15. Те непроявленные сущности, что существуют внутри,
и те ясные сущности, что видны снаружи, - |
Все они воображаемы.
А различия их обусловлены органами восприятия. ||
16. Вначале он вымысливает отдельную душу ,
а затем - по отдельности все сущности,
Внешние и внутренние.
И каково знание [души] - такова и ее память. ||
17. Подобно тому, как веревка, чья природа не была ясно осознана,
в темноте иллюзорно представляется |
Змеей, полоской на воде и тому подобным,
так и атман вымысливается по-разному. ||
18. И подобно тому, как наступает ясное осознание веревки,
а воображаемая [иллюзия] исчезает, |
Когда нам понятно, что тут всегда была только веревка, и ничего другого, кроме нее, -
так же остается и твердое убеждение относительно атмана. ||
19. Он вымысливается как некая бесконечная сущность,
вроде Праны и прочего. |
Посредством этой майи
Господь и сам заблуждается. ||
20. Те, кто знает Прану, считают Прану этим.
Те, кто знает [грубые] элементы, считают этим элементы. |
Те, кто знает качества, считают этим качества,
ну а те, кто знает сущности, считают этим сущности. ||
21. Те, кто знает «четверти», считают «четверти» этим.
Те, кто знает объекты, считают этим объекты. |
Те, кто знает миры , считают этим миры,
ну а те, кто знает богов, считают этим богов. ||
22. Знатоки Вед считают Веды этим.
Те, кто знает жертвоприношения, считают этим жертвоприношения. |
Те, кто знает вкушающего , считают этим вкушающего,
ну а те, кто знает объекты вкушения, считают этим объекты. ||
23. Те, кому ведомо тонкое, считают тонкое этим.
Те, кто знаком с грубым, считают этим грубое. |
Те, кому ведом Бог, имеющий форму, полагают, что он наделен формой,
ну а те, кто знает лишенное формы, считают, что это лишено формы. ||
24. Те, кому ведомо время, называют его временем.
Те, кому ведомо пространство, считают это пространством. |
Искушенные в спорах считают это рассуждением,
ну а знающие вселенную полагают это вселенной. ||
25. Знакомые с рассудком считают это рассудком.
Знающие же разум считают это разумом. |
Знатоки мыслительных действий сводят все к мыслительным действиям,
ну а знатоки должного и недолжного водят все к должному и недолжному. ||
26. Одни говорят, что реальность образована двадцатью пятью сущностями,
другие же твердят о двадцати шести. |
Одни полагают, будто в ней известна тридцать одна категория,
тогда как, согласно другим, число категорий бесконечно. ||
27. Приверженцы мира провозглашают этим мир,
приверженцы стадии жизни называют стадии жизни. |
Знатоки грамматических категорий полагают, что все дело в словах
мужского, женского и среднего рода, тогда как иные считают,
будто главное - это высший и низший [Брахман]. ||
28. Знающие творение говорят о творении,
знающие распадение [мира] говорят о распаде. |
Знающие пребывание считают этим пребывание.
Все эти [представления] просто всегда [накладываются на атман]. ||
29. Всякий, кому показана некая сущность,
видит только эту сущность. |
И сущность эта защищает его, становясь им самим;
ее постижение ведет к такому отождествлению. ||
30. Хотя все эти сущности, по сути, не отличаются [от атмана],
этот [атман] предстает как отличный. |
Тот, кто поистине знает это,
постигает все без сомнений. ||
31. Подобно тому как видится нечто во сне и в иллюзии,
подобно тому как виден в небе волшебный город гандхарвов, |
Так и вся эта вселенная видится мудрым,
искушенным в веданте. ||
32. Нет уничтожения, нет и порождения,
нет связанности [сансарой], нет и того, кто стремится к освобождению. |
Нет желающего спастись, нет и спасенного.
Такова высшая истина. ||
33. Этот [атман] полагается вместе с нереальными сущностями,
однако он полагается и недвойственным, |
Сущности же непременно полагаются вместе с этим недвойственным [атманом];
потому-то недвойственность так благодатна. ||
34. С точки зрения атмана этот [мир] не многообразен,
но он не мог бы существовать и сам по себе.
Обычные вещи не существуют отдельно друг от друга,
но они не существуют и нераздельно.
Это известно тем, кому ведома сущность. ||
35. Мудрецами, искушенными в знании Вед,
теми, кто лишен страсти, лишен боязни и гнева, |
Этот [атман] видится свободным от всякого примысливания,
недвойственным, видится как угасание многообразия. ||
36. А потому, познав это так,
следует укрепить свою память в не-двойственности. |
Достигнув же не-двойственности,
следует вести себя в мире, подобно несведущему чудаку. ||
37. Нужно чураться восхвалений и приветствий,
отказываться даже от обрядов. |
Опорой должно быть неизменное и изменчивое,
и зависеть ему следует от случайных обстоятельств. ||
38. Увидев реальность как изнутри, так и снаружи, |
Следует стать этой реальностью,
следует наслаждаться этой реальностью,
и не следует от неё отклоняться.
Гаудапада