Jul 26, 2016 14:11
1. Майявада и шуньявада были методами, предложенными принципиально для разных целей. Если шуньявада - метод для дискуссий, и потому довольно странно, что впоследствие его попытались приспособить для созерцания, то майявада - именно для установления созерцания. Вот почему шуньявада, будучи не приспособленной к неконцептуальному созерцанию, привела гелугпинцев к аналитическим медитациям и их необычайному возвеличению как метода. Хотя именно взгляд майявады позволяет созерцать по-настоящему, а не умствовать. Созерцать игру майи, включать во взгляд энергию и, таким образом, интегрировать тело, речь и ум, то есть практиковать тантру. В то время как попытавшиеся приспособить исключительно концептуальный апофатический взгляд шуньявады (не то, не то) к тантре потерпели, в сущности, поражение. И было много раз отмечено в истории, как практик проповедовал нецелесообразную для истинного созерцания шуньяваду, а сам в личной практике исповедовал положительный взгляд майявады. Потому что это естественный ход событий. Концептуальная пустотность - всего лишь упражнение дискутанта. Меж тем как йога, налджор, это объединение, интеграция, включение, признание, положительное движение всего сознания в целом. Пустотность как переживание, а это именно переживание, возникает в числе многих других переживаний. Но суть реализации - за пределами переживаний.
2. В установлении смысла практики можно привести три пункта: 1. установление того, что явленные объекты есть ум, 2. установление того, что воспринимаемое умом иллюзорно, и 3. установление того, что и ум, и иллюзия лишены собственной природы. Но все три установления ещё не есть сам смысл. Сам смысл обнаруживается в созерцании, он должен проявиться, быть узнан. Виджнянавада здесь тоже не есть отрицание "всё есть ТОЛЬКО ум", это было бы родом исторического непонимания. Наоборот - это ВКЛЮЧЕНИЕ всего с определённой, искусно выбранной точки зрения. Для тантриста необходимо обнаружить этот смысл в переживании, но нет никакого смысла насильно тужиться и искать его (хотя тут учитель может применить своё искусное средство и ввергнуть ученика в это, минуя интеллект). Нет нужды искать, потому что все три установления смысла в обнаружении есть переживания. И превращение буквоедами-интеллектуалами их в "школы" есть одна большая историческая глупость. Поэтому йогины смеются, говоря, что практика туммо - это наука, где результат рассчитан по природе вещей и не нуждается в работе интеллекта над предметами мадхъямики, потому что мадхъямика тут - введение пран в центральный канал, а шуньявада - растворение их там.
3. Недавний вопрос. В Ламдрэ объясняется, что смысл созерцания гуру именно на макушке - накопить причины созерцания так, чтобы поток благословений возникал естественным образом - со стороны немирской чакры, то есть не созданной переплетением и кармическими узлами каналов.
понимание,
буддизм,
воззрение,
история,
иллюзорность,
ваджраяна,
практика,
шуньята