О состоянии человека в его практике самопознания можно судить по тому, насколько формально его восприятие мыслей и высказываний других людей.
Масса людей не слышит других просто потому, что и не собирается этого делать)). Осознание - не автоматическая функция, оно требует намерения. Проявление же автоматизма регулируется степенью внимания, осознание здесь ни при чём напрямую, его может просто не быть вообще. Люди ограничиваются формальной реакцией на присутствующие в чужой речи слова и интонации, которые действуют, как спусковые крючки. Это восприятие, когда есть только поверхностное внимание. Человеку проще отреагировать без понимания на определённые слова и интонации, которые для него самого почти всегда значат одно и то же, вне зависимости от контекста. Причем, я наблюдаю это даже у, казалось бы, умственно развитых людей. Даже у буддистов, Карл!)) То есть они попросту проявляют умственную лень, несмотря на свою развитость.
На этот счёт встретил интересную мысль у Джулиана Джейнса: "Автоматизация - это снижение внимания, а не осознания". Это я специально привёл для буддистов - у них много автоматизма по поводу слова "осознанность")).
Джейнс говорил об обучении без вмешательства осознания:
"Я очень долго работал, не подозревая об этом заблуждении. Если мы посмотрим на наиболее примитивные виды обучения, такие как, например, тренировка условных рефлексов Павлова, то они происходят и в отрубленных конечностях, например, в задней ноге обезглавленного таракана, которую вряд ли кто-либо наделил бы сознанием. У человеческих существ сознание не только не помогает в приобретении условных реакций, но и разрушает условный рефлекс, когда человек осознает, что ситуация изменилась (Разран, 1971).
Обучение двигательным навыкам также происходит без вмешательства сознания. Это интенсивно изучалось в 1920-х по отношению к телеграфии, стенографии и другим занятиям, которые были важны в те времена. Обучение представлялось ученым "органическим" - это было одним из их слов. Они были удивлены тем, что сознание не входит в процесс обучения навыкам так, как это могло бы происходить согласно их ожиданиям.
Более сложным видом обучения является инструментальное обучение, инструментальное обуславливание или, как мы бы его назвали, обучение решению вопросов. Это старая психологическая проблема, которая называется "обучение без осознания". Психологи помнят эффект Гринспуна (Гринспун, 1955), исследования по инструментальному обуславливанию незначительных мускульных движений без осознанности (Хефферлин, Кинан и Харфорд, 1959) и многие другие. Раскрытие данного вопроса сейчас представляется мне слишком проблематичным, однако я думаю, что мы сможем увидеть, что инструментальное обучение может происходить без сознания.
Я не хочу сказать, что сознание не играет роли в этих разных видах обучения человека. Играет; в решении учить то или иное, в создании правил, как лучше что-либо изучать, или же в сознательной вербализации аспектов задания. Но это не само обучение. И моя точка зрения заключается в том, что сознание не является необходимым для того, чтобы обучение возникало.
Кто-нибудь сейчас мог бы привести пример всем известного феномена автоматизации привычного действия; когда это случается с нами, создается впечатление, что в самом начале данное задание требовало сознания, однако, когда привычное действие доведено до совершенства, сознание ослабляется и задание выполняется без какого-либо труда. То же самое сглаживание и увеличенная скорость выполнения привычного действия универсальны среди животных, которые проходят процесс обучения. Как правило, в этом повсеместно распространенном феномене прекращение работы сознания с улучшением выполнения операции не является необходимым или же основным по сравнению с прекращением принудительного внимания к элементам задания. А внимание, специфическое внешнее внимание, на котором сосредотачивается восприятие чувств, не является необходимо осознанным. Возьмите по монете в каждую руку и бросайте их друг за другом, пока не научитесь ловить их другой рукой. Чтобы научиться этому, вам потребуется от 15 до 20 попыток. И если вы попытаетесь проделать это сегодня вечером и в процессе попробуете проследить за вашим сознанием, то обнаружите, что сознание имеет мало общего с процессом обучения, который, по-видимому, является автоматическим. Вероятно, вы будете осознавать свою неуклюжесть или же бессмысленность того, что вы делаете, поднимая с пола упавшие монеты, до тех пор, пока в момент успеха ваше сознание не будет несколько удивлено и даже испытает чувство гордости за вашу превосходную сноровку. Уменьшилось лишь внимание. Автоматизация - это снижение внимания, а не осознания".
УПД: Кстати, все у нас возмущаются - как же это соседняя страна, так пострадавшая от фашизма, наступает на те же грабли?! А секрет-то прост - там никто и не собирался в массе осознавать что-либо. Для молодых поколений это оказалось просто привычкой. А привычки легко заменить, в отличие от осознанных убеждений. Достаточно лишь перенаправить внимание масс.