Ещё Ясперс говорил, "что действительность в значительной степени зависит от того, во что верит соответствующая общность людей". Тут тебе и сила магии, и окна Овертона, и всё что хошь... Вплоть до пропаганды "российской угрозы")). Хотя, по-моему, всё дело в том, что никакой конкретной действительности нет)).
Люди, знающие о буддийской практике понаслышке, наверняка сочтут моё высказывание типичным для буддиста. Есть такой стереотип - что у буддистов чего не хватишься, ничего нет)). Но это ошибка. К счастью, сущность буддизма такова, что ни один стереотип не даст вам возможности правильного понимания.
Иллюзия - это не то, что не существует. Это способ бытия, при котором мир вокруг и внутри нас представляется не тем, что он есть. "Мы не видим вещей, но очень чувствительны к перемене их положения" (О. Мандельштам). Так вот, возвращаясь в этом смысле к отсутствию конкретики бытия... Можно сказать, это и есть пустотность действительности, бездна, которая вечно в шаге от нас, вокруг и внутри нас. Бесконечность причинно-следственных взаимосвязей, иллюзорная сеть. В буддизме даже имеется такая точка зрения, способ вИдения, что причины и следствия существуют здесь и сейчас, единовременно, что последовательная развёртка во времени - следствие ограничений нашего ума. Именно об этом Будда Шакьямуни говорил в «Сутре о запредельной мудрости, рассекающей тьму неведения, как удар молнии», что многих эта истина может шокировать, люди будут шарахаться от вИдения этой бездны.
Но именно пустотность, свобода от самобытия и есть главная свобода всех миров. Именно она позволяет привести к бытию л ю б о е воззрение, а вот будет ли оно благим, это вопрос вашей мудрости. Возможность бытования любой точки зрения - это непрямое свидетельство отсутствия какой-либо конкретики у бытия. Проблема лишь в том, что мы не имеем возможности действовать "с чистого листа", нам необходимо считаться с обстоятельствами, мы уже изначально в сети иллюзорного бытия, как часть его. Однако, это не значит, что мы полностью предопределены. Не знаю, как сейчас, а в древности в Индии были садху, которые тратили по 20 лет на визуализацию несуществующих объектов, чтобы их наконец начали воспринимать окружающие люди. Оставим в стороне вопрос целесообразности такого использования краткой человеческой жизни. Главное - в том, что эти садху практически доказывали возможность приведения к бытию л ю б о г о взгляда.
В "Непостижимой тайной сутре" сказано: "...пустота пронизывает все феномены...". Непрерывно волнение бесконечно-иных взаимозависимых дхарм. Но если вы постигаете пустотность этого моря бытия, отсутствие своей сущности у всех явлений, их полную безмерную взаимную зависимость (всё состоит из всего) и укрепляетесь в таком вИдении, вы выходите за пределы колебаний бытия, и в вашем потоке сознания колебания всех дхарм постепенно угасают. На определённой ступени вы достигаете полностью непоколебимого сознания, виджняна-ачала. Тогда, как говорит Гампопа, "действуй как меч, рассекающий воду; следуй за солнцем реализации".
Дело даже не в том, что никакой конкретной действительности, в сущности, нет. Есть только реализованные взгляды и взгляды на стадии реализации.