Намкхай Норбу Ринпоче: тантрическое преображение и Махамудра

Feb 23, 2016 16:41



Высшая Тантра, или путь преображения, является учением, переданным просветлёнными суще­ствами посредством их собственного проявления. Ануттара-тантра является одним из наиболее высоких учений, как, например, Калачакра-тантра. ...Большинство учителей говорят, что Калачакра является проявлением Будды Шакьямуни. Гухьясамаджа, проявление, принесённое в Индию из Уддияны, также считается проявлением Будды Шакьямуни. Но в Тантре существует чрезвычайно много проявлений, даже если рассматривать только Ануттара-тантру, и они не всегда являются проявлениями Будды Шакьямуни. Существует бесчисленное множество просветлённых существ, и поэтому существуют проявления их мудрости.

В учениях Тантры воззрения людей более открыты, чем в учении Сутры.Если мы мыслим в сооответствии с сутрами, мы считаем, что только это учение является учением Будды Шакьямуни и не существует пространства, не охваченного учением Будды Шакьямуни. В Тантре мы обладаем более широким представлением о вселенной: в человеческом измерении преобладают учения Будды Шакьямуни, но в это измерение равным образом были переданы учения различных прояв­лений. Такова точка зрения тантрийского учения. Во всяком случае это - не устное учение, вот что важно понимать. Если мы говорим о Сутре, она является устным учением Будды Шакьямуни. Учение Тантры передаётся посредством проявлений. Если существовало проявление Будды Шакьямуни в образе Калачакры, это проявление само по себе является путём, преображением.

Очень часто у людей существует большая путаница в отношении этого пред­мета, вызванная способом, посредством которого многие школы и учителя передают учение. Например, в наши дни многие учителя дают учения Махамудры в контексте тантрийских уче­ний. Многие учителя излагают Махамудру после выполнения практик преображения Тантры и говорят: «Теперь мы перейдём к Махамудре». Это означает, что они в действительности не знают, чем является учение Тантры. Люди слишком обусловлены учением Сутры. Вы должны знать особенности Сутры и Тантры для того, чтобы уметь отличать их.

В Тантре с самого начала, когда вы преображаетесь, когда вы проявляетесь в образе божества, это является Махамудрой. Вы не должны думать, что Махамудра заключается только в том, чтобы спокойно сидеть где-то в какой-либо позе. «Маха» означает «полный», «мудра» означает «сим­вол». В Тантре проявление божества является символом реализации, символом обладания этим пониманием. Проявление божества, такое, как Калачакра, не является формой этого просветлён­ного существа; просветлённое существо пребывает за пределами формы. У него нет ни формы, ни цвета, иначе оно не было бы просветлённым существом. Именно это мы называем истинным состоянием дхармакайи. И эта дхармакайя обладает бесконечной мудростью качества и количе­ства. Качество означает, например, что сообразуясь с обстоятельствами человеческих существ, просветлённые обладают способностью мгновенно проявиться в форме человека. Если во вселен­ной существуют другие существа, формы которых мы не знаем, то просветлённое существо явля­ется всеведущим, не имеет препятствий и может мгновенно проявиться в такой форме.

Итак, принятие такой формы, такого проявления, это - мудрость качества. Нет никакого ограничения для проявления. Даже если есть миллиарды различных существ, вы обладаете способностью про­явиться и общаться со всеми. Это является потенциальностью мудрости. У вас должно быть пред­ставление о том, что просветлённое существо является чем-то вроде очень могущественного зер­кала. Природа, истинное состояние зеркала не обладает ни формой, ни цветом, но у него есть бесконечная способность проявлять. Если перед зеркалом находится собака, в зеркале немедленно появляется собака. Именно это мы называем отражением в зеркале. Это не означает, что зеркало создало, собрало элементы, из которых состоит собака. Это зависит от того, что находится перед зеркалом; всегда существует эта мгновенная возможность, способность проявлять это. Посредст­вом этой мудрости качества и количества проявления передаётся понимание истинной потенци­альности, не только потенциальности просветлённых существ, но и вашей собственной потенци­альности.

Таким образом, у вас есть возможность взять пример с этого преображения. Этот способ введения и руководства является именно тем, что мы называем посвящением в Тантре. Вы полу­чаете это посвящение и у вас есть это знание. Вы применяете этот метод и входите в эту ясность проявления. В проявлении всё является символом для того, чтобы вы поняли и проявили свою потенциальность. Все ваши аспекты тела, речи и ума реализуются в этом символе. Взяв в качестве образца Калачакру или Чакрасамвару, или другое божество, вы берёте пример с этих проявлений. Именно это мы называем Махамудрой. Махамудра не означает, что сначала у вас есть «документ» посвящения, затем вы представляете, что становитесь божеством, и начитываете мантры, и, нако­нец, вы получаете «документ» для того, чтобы применять Махамудру; тогда вы переходите к системе сутр, выполняя шинэ (zhi gnas), затем лхатонг (lhag mthong) и т. д. В действительности, не таким способом изу­чают Махамудру. Это не означает, что вы не можете изучать Махамудру с шинэ и лхагтон. Существует Махамудра, которая принадлежит к системе Сутры. Но когда вы выполняете преобра­жение в Калачакру или в Ямантаку, или в какое-то другое божество, вы должны знать, что это само по себе является Махамудрой. Иначе Махамудра в действительности не имела бы смысла.

Из учений, данных в Марсеволе (Франция) 11-16 мая 1989 года.

Перевод с французского: Игорь Калиберда.

http://buddadharma.blogspot.ru/2015/12/blog-post_22.html

тибетский буддизм, понимание, Намкай Норбу Ринпоче, ануттара-тантра, преобразование, ваджраяна, практика

Previous post Next post
Up