Нигума
Кюнгпо Налджор получил от дакини Нигумы, в том числе, и знаменитые Пять золотых наставлений. Они интересны и тем, что помогают осознать смысл подобных практик вообще. Это важно только для тех, кто встал на путь практики высшей тантры и считает её основной для себя.
Первое золотое наставление - корни дерева, его комель - состоит из шести йог Нигумы, называемых: туммо, иллюзорное тело, сновидение, ясный свет, бардо и перенос сознания.
В йоге туммо практикующиеся стараются овладеть процессом дыхания с его четырьмя стадиями - вдохом, задержкой, расслаблением и выдохом; называется это "кувшинным дыханием", на санскрите кумбхака; они занимаются упражнениями для каналов тонкого тела и «капель сознания» - на санскрите бинду, по-тибетски тхигле. Овладев спуском, удержанием, подъемом и распределением белой бодхичитты, они порождают в теле ощущение жара и блаженства. Это блаженство постепенно позволяет им осуществить единство великого блаженства и пустоты, что есть само переживание Махамудры.
Йога иллюзорного тела позволяет осознать иллюзорность нашего опыта и сделать так, чтобы привязанность и отвращение освободились сами собой. Благодаря ней можно распознать, что все феномены подобны иллюзии, магическому творению, вполне сравнимы с кино или телевидением.
Йога сновидения позволяет очистить иллюзии ими же самими. Она разделяется на несколько этапов: сначала - видение ясных снов, или "схватывание сновидения". Потом, в сновидении, есть тренировка, умножение, создание проекций, проображение и, наконец, постижение видимостей мира.
Йога ясного света работает со спонтанным рассеянием неясности ума; она позволяет ночью спать глубоко, но быть ясным и переживать ясный свет сна.
Йога переноса сознания, или выстреливания сознания, позволяет достичь состояния Будды без медитации, в частности, обрести освобождение в момент смерти.
Йога бардо дает возможность распознать природу различных бардо и в них - Трех Тел будды.
Практика этих шести йог возможна после особого уполномочивания и требует соблюдения особых самай, т.е. тайных обязательств. Их совместная практика приводит к осуществлению махамудры, но и занятие одной из практик, например, туммо, иллюзорным телом или ясным светом, тоже может привести к ee осуществлению.
Второе золотое наставление - ствол дерева - это ларец Махамудры, традиция Махамудры, полученная Кхьюнпо Налджором от дакини изначального знания Нигумы. Подготовка к ней называется "тремя естественностями", по-тибетски «рангбап», - тела, речи и ума.
Затем наступает черед самопроизвольного освобождения от четырех препятствий, мешающих распознать Махамудру: Махамудра слишком близка, чтобы можно было ее распознать, слишком глубока, чтобы ее можно было схватить, слишком проста, чтобы в нее поверить и слишком чудесна, чтобы быть умопостижимой. Освобождение от этих четырех препятствий обнаруживает самопроизвольное присутствие Трех Тел будды
Третье золотое наставление - ветви - заключается в трех методах интеграции, которые позволяют культивировать непрерывность переживания махамудры во всех условиях. Они связаны с Ламой, Йидамом и переживанием всеобщей иллюзорности.
Четвертое золотое наставление - цветы - состоит из двух практик с красной и белой дакинями. Если блюсти самаи, священные обязательства, в совершенной чистоте, то эти практики позволяют попасть в сферы этих дакинь, не покидая своего тела.
Пятое золотое наставление - плод - бессмертие без блужданий. В момент наивысшей духовной реализации ум постигается как пребывающий вне пределов смертей и рождений. Именно это имеется в виду под словом бессмертие.
Как правило, этими различными практиками занимаются в затворничестве, в частности, во время трехгодичного затворничества. Не то, чтобы затворничество было по сути непременным условием для таких занятий, просто в иной ситуации трудно добиться должной интенсивности практики и обрести результат.