Дедушка Бодхи. Пустота и нити мира
Когда-то у меня был сон ясности, где я летал в позе лотоса по монастырской школе выше голов, и вдруг мой Учитель погрозил мне пальцем. А сегодня вдруг вспомнил, как Учитель говорил, что научиться летать (на самом деле) гораздо легче, чем породить истинную бодхичитту. Почему говорится о такой трудности? Ведь, кажется, что порождение мысли сострадания к живым существам не может быть сложным, если чувствуешь и понимаешь, как им больно. Но читта это не совсем мысль, это не разовая флуктуация сознания. Бодхичитта - это пробуждённое сознание. Но это не мысль и не ум как поток мыслей. Иногда "читта" переводят как "сердце", средоточие любого существа.
Бодхичитту не стоит путать с состраданием как таковым. Бодхичитта - это сострадательная активность ума, прямо познающая пустотность всего.
Она требует много, в том числе решимости и мужества быть в непосредственной деятельной связи с самим собой и всем миром и при этом быть в равновесии.
Вот почему в мандале Ваджрадхату за порождение бодхичитты "отвечает" Ваджрасаттва, один из бодхисаттв окружения дхьяни-будды Акшобхьи. Сам дхьяни-будда представляет т. н. ваджра-парамиту («обретение другого берега») непоколебимого сосредоточения, воплощение ваджрной джняны (знания), неразрушимую, подобно алмазу, бодхичитту.
В ритуальных практиках садхака 16 Великих Бодхисаттв представляют 16 уровней продвижения от Бодхичитта через Практику к Пробуждению и вхождению в Нирвану.
Так вот, Ваджрасаттва персонифицирует бодхичитту, внутренне присущую живому существу. Представляет первое рождение, первую бхуми, уровень, на котором у садхака впервые проявляется бодхичитта, и он приобретает Прекрасную Зерцалоподобную Мудрость, непрерывное осознание, что он сам и другие не разделены, но слиты в равенстве. Эта мудрость - основа для развития добродетели «благодеяний для других», цели и кульминации 16 уровней развития. В правой руке Ваджрасаттва держит пятиконечную ваджру наискось груди, символизирующую обладание пятью
Знаниями Будды; в правой - ваджра-колокольчик, символизирующий звуки Дхармы, причину первого оживления бодхичитты. (Из описания мандалы Ваджрадхату в йога-тантре "Ваджра-шекхара")
Таким образом, мы можем понять, что порождение истинной бодхичитты прямо связано с достижением первой бхуми бодхисаттв и прямым постижением пустотности бытия силой сострадания.
Достигнуть первой бхуми бодхисаттв труднее, чем научиться летать.
"Бодхичитта охватывает все аспекты пути махаяны от совершенной мотивации и стремления к всеобщему просветлению до сострадания и мудрости и, в конечном счете, до просветления (которое является предельной бодхичиттой). Практическая бодхичитта требует совершенного владения двойным принципом просветления (искусными средствами и распознающей мудростью). Приверженец учения, такой как стремящийся к просветлению бодхисаттва, прививает доброту и сострадание, и в ходе этого практикует щедрость, альтруизм, терпимость, старание и внутреннее равновесие. Чтобы завершить процесс просветления, он доводит свою интеллектуальную мощь до трансцендентального уровня, ибо мудрость вскрывает переворачивающее постижение предельного состояния (пустотности) ума и реальности, с одной стороны, и включает в себя более широкое измерение реальности, - то есть невоспринимаемое единство материальных и ментальных явлений и, действительно, нераздельность существования и просветления (сансары и нирваны)" (Чогьям Трунгпа, "Махамудра").