Тханка, изображающая подношения Защитнице Палден Лхамо
Мирская защита всегда полагает охранение объекта (в данном случае ума) от опасных воздействий. Но какой это имеет смысл, если происхождение ума взаимозависимо с чувствами, которые, в свою очередь, связаны с внешними объектами? Как можно защитить от внешнего мира то, что создано в связи с этим внешним миром? Здесь уместно вспомнить истинное значение понятия "ваджра", что это такое в пределе. Из объяснений, данных Ваджрапани - Кармаваджре, а также из "Панча-крамы", комментария Нагарджуны к тантре Гухьясамаджа, мы узнаём ясное определение ваджры. Почему она неразрушима? Потому что пустотность мира невозможно разрушить. Ваджра это она и есть. Поэтому и то, что она защищает, рассматривается как пустотное - в частности, ум как движения, происходящие в связи с чувствами и их объектами. Иначе говоря, вся мантраяна призвана к прямому познанию пустоты всего - ума, его движений, чувств, объектов чувств. Именно прямое познание пустоты, как мы знаем, является причиной вступления в первую землю бодхисаттв. Именно это, прежде всего, отличает бодхисаттв от обычных мирских существ.
Как можно действительно защитить свой ум от мирских обычаев? Только реализовав немирское воззрение.
Меня могут спросить - а как же мантра защищает наш ум ещё до того, как мы реализуем прямое видение пустотности мира? Весьма многие могли в этом убеждаться сами в процессе практики. Очень просто - ваджрные звуки мантр пробуждают и высвобождают энергию ума, связанную до того следованием мирским самскарам (привычным метальным движителям), привязанностям, заменяют самскары на другие, дхармичные, не ведущие к дальнейшей запутанности, а наоборот. В пределе практикой мантр мы можем реализовать пустотное вИдение как ума, то есть внутреннего измерения - Гарбхадхату (йинг - тиб.), так и внешнего измерения - Дхармадхату мироздания. Мы занимаемся непосредственным преобразованием ума не только тем, что меняем мирское вИдение на созерцание всего как мандалы божеств, но и чтением мантр. Недаром в древности их называли истинные слова, то есть слова освобождающей Дхармы. Конечно, чаще всего полное освобождение невозможно за одну жизнь. Именно поэтому в высших тантрах существуют прямые методы работы с основами вИдения - бинду, каналами и праной.