Не нужно мучительно серьёзно освобождаться, хотя иногда формула 4-х Безмерных составляющих бодхичитты может показаться весьма драматичной - со всеми этими "навсегда" и "никогда". Но вот Первый Панчен-лама Лобсанг Чокьи Гьялцен выражал эту формулу так)):
Не желаем ни малейшего страдания,
Никогда не знаем меры в наслаждениях,
В этом нет никакого различия между другими и мною.
Все прекрасно знают, что если подходить к зарождению мысли бодхи лапидарно, то есть придавать этой мысли качества крайностей существования и несуществованья, то мы должны признать несколько изъянов - конечность целеполагания и невозможность достижения цели)).
Существа и миры безмерны, и ни один из Будд до сих пор не говорил об исчерпаемости намерения помощи живым существам, иначе оно не может быть запредельным. Иначе это деяние не будет слито с запредельной мудростью и будет мирским, двойственным. То есть не ведущим к освобождению существ)).
Немирское намерение бодхи исполнимо, но безмерно. Однако бесконечность бодхи не тянется, однажды начавшись и затем пытаясь восполнять самоё себя. Бодхи, находясь за пределами крайностей возникновения и завершения, пребывает в бесконечной потенциальности, всегда готовой к проявлению соответствующих обстоятельств. Более того - все условия и вторичные причины для спасения существ неразрывны с бодхи. Грубо говоря, эту нитку не нужно трудиться вставлять в игольное ухо - она всегда там.