Имеется два вида аффектов: статические (gnas kyi sa) и активные (динамичные) (kun nas ldang ba). Статические имеют четыре вида: 1) наличие определенного воззрения (lta ba); 2) наличие привязанности к объектам желания (‘dod pa); 3) наличие привязанности к форме (правилам и обетам) (gzugs pa) и 4) наличие привязанности к существованию (воплощению) (srid pа). Четыре статических аффекта порождают все активные. Активные - это моменты, моменты сознания и то, что им соответствует (mtshungs par ldan pa).
О, Бхагаван, неведение (ma rig pa), которое существует с безначальных времен, не связано с сознанием (бессознательно) (sems). Великая сила этих четырех статических видов является субстратом всех вторичных аффектов, хотя они и не сравнимы с великой силой неведения относительно величины, части, исчисления, примера, или причины. Таким образом, неведение является величайшей силой. Оно также называется “статическим видом привязанности к существованию”. Например, порочные мары относятся к классу богов “контролирующих эманации других” (gzhan ‘phrul dbang byed), и все же они превосходят этих богов своей формой, цветом, сиянием, силой, свитой и великолепием. Точно также, неведение, называющееся “статическим видом привязанности к существованию”, превосходит эти четыре статических вида своим могуществом, а также является основой вторичных аффектов, которых больше чем песчинок в Ганге. Оно долгое время сосуществует вместе с четырьмя аффектами и не может быть устранено знанием шраваков и пратьекабудд, но уничтожается только просветленной мудростью (byang chub kyi ye
shes) Татхагаты.
О, Бхагаван, статическое (базовое) неведение - это великая сила. Например, благодаря условию схватывания (len pa’i rkyen) и загрязненной кармической причине (zag pa dang bcas pa’i las kyi rgyu) возникают три вида существования. Точно также, благодаря условию неведения и незагрязненной кармической причине у
архатов, пратьекабудд и бодхисаттв, обретших силу, возникают три ментальных тела (yid kyi lus).
Статическое неведение - это условие для проявления незагрязненной кармы, а также осуществления трех ментальных тел. О, Бхагаван, при наличии условий - возникают условия. Таким образом, статическое неведение это условие для незагрязненной кармы, а также для трех ментальных тел, и именно поэтому оно называется также как статическое наличие привязанности к существованию. Однако его действие (карма) не имеет ничего общего со статическим наличием привязанности к существованию, поскольку статическое неведение отличается от четырех статических видов. Оно устраняется на уровне Будды и полностью искореняется только благодаря просветленной мудрости Татхагаты. Причина этого заключается в том, что когда архаты и пратьекабудды устраняют четыре статических вида, они не в состоянии пресечь загрязнения, не могут они и осуществить это непосредственно.
О, Бхагаван, “пресечение загрязнений” относится к статическому неведению. Так что даже архаты, пратьекабудды и бодхисаттвы в своих последних воплощениях омрачены и заперты, заморочены и ослеплены статическим неведением. Именно поэтому они не ищут и не постигают эту и ту природу (dharma). Не исследуя и не воспринимая той и этой природы, они не устраняют подлежащие устранению и очищению ту и эту природу.
...О, Бхагаван, те, кто не устранил или не очистил статическое неведение, не имеют единого вкуса сферы Нирваны, и для них знание и освобождение имеют разный вкус.
...Если же статическое неведение устраняется и очищается, то и дхармы, которых больше чем
песчинок в Ганге, устраняются и очищаются.
О, Бхагаван, когда все основные и вторичные аффекты устраняются, достигаются невыразимые Будда-дхармы, которых больше чем песчинок в Ганге. Когда Татхагата достигает незамутненного и непосредственного познания всех дхарм, всеведения и всевидения, отбрасывания всех недостатков и обретения всех качеств, Владыка и Властелин всех дхарм, вступивший на уровень управления всеми дхармами,
провозглашает Львиный Рык: “Мои рождения завершились, чистая жизнь полностью установилась, загрязнения отработаны, нет больше ничего непознанного!”
САРВА МАНГАЛАМ!