Связь между понятиями «дхармата», «дхарма-дхату» и «дхармакая» прослеживается в концепциях «Гандавьюха-сутры». В концепции дхарма-дхату, как она сформулирована в «Гандавьюхе», сочетаются и присутствуют, по крайней мере, шесть фундаментальных доктрин Махаяны:
во-первых, доктрина дхарматы как «фундаментальной чистоты всех дхарм, поскольку они нерождены»;
во-вторых, доктрина буддхаты как «объекта (visaya) гносиса Будды (jnana), включая возможности и область (gocara) его действий»;
в-третьих, путь освобождения (бодхичарья) как «культивация наивысшего, невообразимого объекта просветления»;
в-четвертых, бодхичарья как «накопление благотворных причин»;
в-пятых, бодхичарья как «приведение всех живых существ к просветлению»;
в-шестых, бодхичарья как «манифестация магических произведений» (т. е. результатов магической активности).
В «Гандавьюхе» уникальным образом сочетаются общераспространенные представления о магических способностях и философский взгляд на мир как на иллюзию. Оба этих подхода представлены в той концепции дхарма-дхату, которая изложена в этой сутре.
В результате достижения самадхи бодхисаттва приобретает особые магические способности - «риддхи», которые бывают двух типов: силы трансформации (parinamikl) и силы творения (nairmanikl). Одним из наиболее важных подтипов второго класса является способность к созданию или проекции тел (kayanirmana). Будды и бодхисаттвы способны создавать похожие на себя и отличные от своего истинного облика «иллюзорные тела» или, как они иначе называются в текстах, «подобные магическим созданиям» (mayopamanirmana). Они иллюзорны, поскольку созданы с единственной целью: служить объектом созерцания для живых существ, и в то же время реальны (bhutanirmana), поскольку они говорят, пьют, едят.
Благодаря своей идентичности с дхарма-дхату, Будда обладает двумя телами: «телом Дхармы» и «телом формы», соответствующими двум аспектам дхарма-дхату: «неразделённому, цельности» и «манифестациям». Если «тело Дхармы» представляет все дхармы в аспекте их всеобщности и их несуществования (что предполагает потенцию любых проявлений) и, по существу, идентично дхарма-дхату, то «тело формы» представляет собой «совокупность всех качеств совершенной сущности Будды» и «совокупность иллюзорных трансформаций, которым подвергается дхарма-дхату в своем процессе проявления и спасения». «Тело формы» (или, точнее, «тела формы», поскольку по определению оно не может быть единственным) является воспринимаемым телом бесконечных форм и проявлений. Оно репрезентирует силу трансформации (vikurvana), которая присуща всеобщему и неизменному дхарма-дхату и проявляется как сила «риддхи» Будд и Бодхисаттв. Путь Бодхисаттв (bodhisattvacarya) представлен функциями «тела формы» (причем, это происходит закономерно), в то время как высшая сущность Будды, отражающая истинную природу дхарм, передана в понятиях дхарма-дхату и дхармакаи, но, как утверждает «Гандавьюха-сутра», «путь Будды» и «путь Бодхисаттвы» - это, в сущности, один путь.
Риддхи-пада
Валерий Дёмин
Четыре условия для обретенья чудесных способностей-риддхи...
Будь линзой, чтоб сосредоточить
желание достигнуть риддхи.
Но помни - линза обладает кривизной,
Такая линза должна быть выгнута наружу к миру
И кривизна её должна быть равномерна!
Тебе придётся сквозь себя как линзу
Пропустить все силы мира!
А они не спросят, готов ли ты.
И выдержишь ли ты усилие молчанья?
И третье - собственная цель.
Ты ясно видишь её или отчасти?
Как постоянно, не дрогнув, направлять
Все силы мира сквозь себя - на точку?
И главное - исследуй достиженье!
Не бойся отказаться, поломать,
Развеять или просто просчитаться.
Незыблемо лишь истинное риддхи!
САРВА МАНГАЛАМ!