Знак неизъясним до конца, так как не самосущен, взаимопроявлен со всем остальным и в этом смысле является частью всего. За знаком стоят пять элементов. Во всех Пяти Великих Элементах есть шумы и звуки. Элементы - это сущность звуков, а шумы - их применение. Например, тело существа бардо подобно ветру. Хочешь управлять этим - нужно владеть звуком и шумом Ветра. Они взаимны. Научись узнавать в окружающем внутренний звук и, не прерываясь в узнавании, доходить до звучания знака Дхармакайи. Причины всегда идут вперед явлений, но всегда стоят за ними.
В соответствии с “Махавайрочана-сутрой”, установлены следующие цвета для пяти Великих Элементов: первый - желтый для земли, второй - белый для воды, третий - красный для огня, четвертый - черный для ветра, пятый - синий для неба. Названия цветов Пяти Великих Элементов - проявления. Если окончание проявления погружает сознание в сон, это именуется “цветом”. Сказанное в “Махавайрочана-сутре”: “Сердце не сине, не желто, не красно, не бело, не ало, не фиолетово, не очищено - как вода, а также не ясно”, - подразумевает, что сознание не есть проявление. Оно не имеет отношения к проявлениям, формам, выражениям. Сердце нельзя узнать путём создания карм. Но истинный путь узнавания своего сердца всё равно сопровождается созданием карм. Но не навсегда.
Пробуждение сердца при вхождении в мудрость за пределами всего никак не соотносится с потерей и обретением первоэлементов и их последствиями - стабилизацией или разрушением объектов.
Пробуждённое сердце беспредельно, а в беспредельном невозможен избыток. И потому пробуждённое сердце не имеет разделения ни с чем - ни с первоэлементами, ни с объектами, ни с их ранее предрасположенными зёрнами. И ложь не избыток, придя из безначальности. Это просто возможность.
У объектов есть рамки присущности. Это разделение есть основа формы знака. Его сущность, звук, и проявление, шум, не отделены от сердца, но оно не соотнесено ни с чем. То есть для сердца всё доступно без малейшего изъятья, сердце - недоступно для любых видов усилий извне. Именно поэтому мудрые, постигнув сущность причины и следствия, не отбрасывают и не принимают их и могут совершать деяния ради любого мира.
Принося пользу себе, живя сами для других, они полностью удовлетворены. По этой причине сказано:“просветляют”.
Формы внешних и внутренних объектов подчинены звуку, а звук взаимен со своим шумом. Взаимность эта различна для рассмотрения движения от звука к шуму и снаружи - внутрь, от шума к звуку. Здесь нет одинаковых полномочий, иначе мир не смог бы существовать ни как внутренне-внешнее, ни существовать вообще. Несимметричность путей - принцип проявления, его ритмичность - основа круговорота и в то же время опора для возможности самообмана (как будто мир симметричен) и погружения в сон. Если бы сон о состоянии мира был истиной, мир не смог бы существовать. Он не двинулся бы ни на миг. Поэтому всё изначально пробуждено, что можно понять по движению. Поэтому речь идёт о пробуждении сердца.
Поэтому в каждой пылинке любого мира присутствует Будда. Это не образ-уловка, это так, потому что мир пробуждён, поскольку неостановим. Тайна присутствия Будд находится в сердце, ни с чем не соотнесённом, но имеющим доступ к изнанке вещей, с той стороны, где каждая вещь раскрыта, поскольку в основе - движение, звук. И потому, когда соберутся причины второго и первого ряда, пробуждение сердца возможно с криком лебедя, ворона, селезня и мандаринки. С ароматом цветов, изгибом деревьев или касанием ветра.
Дхармакайя открыта, и любая произведённость одновременно есть путь к постиженью Истока. Это и есть Всеведенье Будд, а, поскольку есть Равностность Будд, всё доступно для пробуждённого сердца.
САРВА МАНГАЛАМ!