Вот интересно, как выглядела исторически перекочёвка термина "видьядхара" из хинду - в буддизм?)) Как полубоги превратились в тех, кто принимал напрямую передачу состояния самбхогакайи?
Вот, что было (взял текст из Вики, слегка поправив ошибки):
Видьядха́ры (санскр. विद्याधर, vidyādhara IAST, «держатель знания») - в индийской мифологии класс упадевов (полубогов[1]).
Видьядхары являются добрыми духами воздуха. Место их обитания это область между небом и землёй либо северные горы, где они вместе с гухьяками составляют свиту Куберы. Также они населяют горы Краунча и Читракуту, лес Кхандава. Видьядхары в совершенстве владеют искусством магии, могут изменить свою внешность по желанию и имеют способность летать. Они наслаждаются музыкой и громким смехом. Их часто описывают с гирляндами цветов, как символами победы, и мечами, символами знания (видья), поражающего незнание (авидья). В древности и средневековье видьядхары часто изображались летящими к своему главному богу, нередко в виде полулюдей-полуптиц. В итихасах упомянуты трое царей видьядхар. Это Чакрадхарман, Випрачитти и мудрый медведь Джамбават, помощник самого Рамы.
А вот что пишет на своём
"допотопном" сайте старый знакомый А. В. Колтыпин:
Видьядхары рассматриваются как полубожественные существа - добрые духи воздуха, живущие между небом и Землей в качестве спутников Индры в его царстве Сварга (Джамбудвипа, Гиперборея) или Шивы в Гималаях, либо обитающие в северных лесах возле горы Кайлас,где они вместе с якшами, ракшасами и гандхарвами принадлежат к свите бога богатства Куберы. В джайнских канонах видьядхары относятся к людям и божествам с магическими знаниями.
Видьядхары познали сиддхи, обладали абсолютным знанием магии (они нередко назывались ведунами, волхвами и чародеями) и были способны по желанию менять свой облик. Видьядхары были быстрыми, как ветер, искусно владели любым оружием, во всем походили на богов, живущих амритой. Продолжительность их жизни исчислялась миллионами лет. Мужчины славились мудростью, женщины - красотой. И те, и другие вступали в браки со смертными. Довольно часто слово "видьядхара" использовалось в Древней Индии как имя ученого человека.
В "Махабхарате" и "Шримад Бхагаватам" неоднократно описываются совершаемые видьядхарами космические путешествия на кораблях, которыми они управляли, а также говорится о том, что они прибыли на Землю с другой планеты - Видьядхаралоки: "Я был известным видьядхарой по имени Сударшана. Я был очень богат и красив и летал повсюду на своем воздушном корабле…". "Читракету, повелитель Видьдхар, отправился в странствие по безбрежным просторам вселенной. Читракету, самый могущественный из йогов-мистиков, наслаждался жизнью в течение миллионов лет. Наделенный неиссякаемыми запасами жизненной силы и неувядающими чувствами, он странствовал по долинам горной системы Сумеру, там, где мистические способности человека достигают своего совершенства. В этих долинах он предавался ничем не омраченному счастью… вместе с прекрасными обитательницами Видьядхара-локи…
В "Книге о рождении Великого Сказа" ("Брихаткатха"), написанного древнеиндийским поэтом Гунадхья в III-IV вв. на языке пишачи, вернее, в ее изложении в "Океане сказаний" кашмирского поэта XI в. Сомадевы содержались жизнеописания семи верховных повелителей видьядхар, обитавших в поднебесном пространстве.
Ричард Л.Томпсон на основании анализа древнеиндийских текстов установил, что раньше осуществлялись космические сообщения между Землей и планетами из других звездных систем и определил так называемые «дороги звезд», «пути богов», или «дороги сиддхов» в Космосе. Одна из них - Путь Богов (дева-яна) - проходила через созвездия Овна, Плеяд, Большой Медведицы в северной небесной полусфере. Другая дорога звезд - Путь питаров, предков (питри-яна) - пролегала через созвездия Скорпиона, Стрельца и звезду Канопус в южной стороне Вселенной.
"Кони богов и гандхарвов источают небесное благоухание и могут скакать с быстротой мысли. Даже когда их силы истощены, они все равно не сбавляют скорости…. Кони гандхарвов могут по желанию менять масть и мчаться с любой, какой захотят, быстротой. Достаточно лишь мысленно пожелать, чтобы они тут же предстали перед тобой, готовые к исполнению твоей воли. Эти кони всегда готовы исполнять твои желания" (Махабхарата).
Р.Л.Томпсон связывает способность коней гандхарвов преодолевать огромные расстояния за короткое время с тем, что как сами кони гандхарвов, так и дороги сиддхов подчинялись законам, которые управляют тонкими энергиями, а не законам, управляющими грубой материей. По этим же дорогам, по мнению Р.Л. Томпсона, могло быть перенесено и грубое человеческое тело, подчиненное сиддхам, именуемым прапти и мано-джава.